Ой Ордо
24.01.2025

Особенности инвестиционной привлекательности Кыргызстана в современных геополитических условиях

В Бишкеке обсудили перспективы страны  в плане привлечения иностранных инвестиций в горнодобывающую отрасль, в том числе с учетом международных геополитических и экономических тенденций.

Ответы на вопросы, какие форматы инвестиционного сотрудничества в сфере добычи критически важных сырьевых минералов в условиях геополитических рисков и тенденций мирового экономического кризиса выгодны Кыргызстану, каковы наши национальные приоритеты в горнодобывающей сфере, какие механизмы позволят республике сохранить ресурсный суверенитет и свободу выбора инвестиционных партнеров, искали участники круглого стола: «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

- Часто можно услышать, что Кыргызстан – это аграрная республика, но мне кажется, что этот тезис не совсем точен, учитывая, что 93% территории нашей страны занимают горы, где имеются огромные залежи полезных ископаемых, которые необходимо разрабатывать. На мой взгляд, развитие горнодобывающей отрасли может стать локомотивом экономического прорыва нашей страны. Кроме того у нас большой гидроэнергетический потенциал, который также требует инвестиций для своего развития. Однако, важно найти оптимальные форматы сотрудничества с инвесторами, которые будут отвечать нашим национальным интересам и позволят укрепить наш суверенитет в сфере недропользования и энергетики, - отметил эксперт ЦЭИ «Ой Ордо» по международным отношениям Байкадам Курамаев.

Как отметила заведующая отделом по работе с промышленными предприятиями Управления промышленности МЭК КР Гульсина Кулматова, нынешняя геополитическая обстановка создает как риски так и возможности для развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана. Сейчас республика сталкивается с необходимостью адаптации к изменяющимся внешним условиям. Несмотря на вызовы, одна из важнейших задач государства на сегодняшний день – это улучшение инфраструктуры, которая может не только повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов, стимулируя развитие горнодобывающей промышленности.

- Я хочу выразить признательность Центру экспертных инициатив «Ой Ордо» за организацию мероприятия, в рамках которого обсуждаются актуальные для нашей страны вопросы, касающиеся потенциала горнодобывающей отрасли, которая, как известно, играет важную роль в экономике нашей страны. Данный сектор обеспечивает значительную долю экспорта, налоговые поступления и создает новые рабочие места, - подчеркнула спикер.

По ее словам, сегодня у Кыргызстана есть возможность развивать стратегическое партнерство, как с отдельными странами, так и с крупными международными объединениями. При этом Евразийский экономический союз и другие интеграционные механизмы открывают дополнительные возможности для расширения внешней торговли и привлечения инвестиций.

- Однако для достижения лучших результатов государственные органы должны работать в тесном сотрудничестве с бизнес и экспертным сообществом, чтобы совместно создавать привлекательные условия для инвесторов, улучшать законодательство, поддерживать экологические стандарты и активно развивать инновационные горнодобывающие секторы. Внедрение инновационных технологий и цифровизация отрасли могут значительно повысить ее эффективность, - добавила Г. Кулматова.

По словам ведущего специалиста управления инвестиционной политики Национального агентства по инвестициям при президенте КР Феликса Жусубалиева, создана рабочая группа, которая занимается проработкой вопросов в направлении благоприятного нормативно-правового регулирования и цифровизации, необходимых для обеспечения устойчивого развития.

О правовых инструментах, необходимых для реализации инвестиционных проектов в Кыргызстане, нацеленных на защиту интересов, как инвесторов, так и государства рассказал ведущий специалист управления привлечения инвестиций и развития регионов Национального агентства по инвестициям при президенте КР Байыш Айдаралиев. По его словам, в рамках международного права Кыргызстану следует использовать комбинацию национальных и международных правовых норм для урегулирования споров и защиты интересов страны, также необходим эффективный механизм разработки контрактов, где будут четко прописаны обязательства инвесторов в части экологической ответственности, социальных инвестиций и возврата ресурсов в случае нарушения условий. При этом важным фактором должно стать укрепление судебной системы и обеспечение прозрачности и справедливости при разрешении конфликтов с участием иностранных компаний.

В свою очередь экономист, экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества Кубат Умурзаков, отметил, что для горнодобывающей отрасли необходима отдельная инвестиционная политика.

- По инвестиционной политике в Кыргызстане есть концепции, есть общие подходы. В законодательстве имеются механизмы и инструменты, которые защищают, например, интересы инвесторов. Но они больше применимы к инвестициям общего плана – это промышленность, сельское хозяйство. Но для инвестиционной политики в горнодобывающей отрасли нужен другой подход, потому что каждое месторождение имеет свои особенности, свои трудности, свои проблемы. Кроме того нужно учитывать состояние мировых рынков и изменение цен на те или иные ресурсы. Поэтому, я думаю, нужно разработать отдельную концепцию для инвестиционной политики в горнодобывающей отрасли. При этом важно учесть нынешнюю ситуацию в мировой экономике и геополитике. Сейчас в мире господствует, так называемый, ресурсный империализм. Ситуация изменилась, и все страны, особенно крупные, стали по-другому оценивать значимость природных ресурсов – минералов, металлов, руд и так далее, - пояснил эксперт.

При этом он с сожалением констатировал, что в Кыргызстане сложилась такая практика, что право на разработку тех или иных месторождений определяется закулисным путем через лоббизм.

- Я считаю, что в большинстве случаев при принятии такого рода решений учитываются далеко не все аспекты, потому что те люди, которые влияют на политику в этой области, как правило, заинтересованы в том, чтобы право на разработку определенного месторождения было предоставлено какой-то конкретной компании. При этом отрицательные моменты принижаются, а положительные факторы преувеличиваются, поэтому зачастую такие решения оказываются малоэффективными. На мой взгляд, Торгово-промышленная палата, Ассоциация недропользователей, Международный деловой совет и другие структуры совместно с экспертами и представителями общественности должны продвигать правильный государственный подход, потому что добыча природных ресурсов для Кыргызстана всегда имела и имеет очень большое значение, - подчеркнул спикер.

По его словам, по ряду ресурсов Кыргызстан имеет очень серьезные запасы, добыча которых может позволить экономике страны развиваться более успешно. Но для этого необходима профессиональная оценка эффективности инвестиций в добывающей отрасли. Нужно понимать, что важнее – краткосрочные или долгосрочные выгоды. В чем эффективность разработки данного месторождения, и какие будут последствия.

- Вот, например, у нас сейчас начато строительство железной дороги Китай –  Кыргызстан – Узбекистан. Это очень крупный проект. Таких у нас пока не было. Кроме того он очень сложный, потому что дорога идет по пересеченной местности. Нужно построить больше 20-ти туннелей, 20 или 30 мостов и т.д.  При этом маршрут проходит через места, где обитают красно книжные животные. ТЭО было разработано, но я вот в открытом доступе пока не видел, насколько оценены последствия реализации данного проекта. Приводятся лишь общие данные, что это позволит увеличить перевозку грузов на сколько-то процентов, но у экономики есть другие последствия. В процессе строительства будут создаваться карьеры, открываться какие-то рудники. Чтобы строительные материалы подвозить, нужно будет топливо и т.д. Это даст толчок развитию этих высокогорных районов, это большой плюс, но нужно правильно оценивать и отрицательный эффект, т.е. надо сопоставлять, нужна нормальная взвешенная оценка, - добавил К. Умурзаков.

Для того, чтобы разработать эффективную инвестиционную политику, Кыргызстану нужно определить, какой экономической модели придерживается республика, уверен заведующий кафедрой финансов и финансового контроля КЭУ Гурас Жапаров.

- Прежде чем браться за инвестиционную политику нужно, во-первых, разобраться с экономической политикой в целом. Мы должны определиться, какая у нас экономическая политика, она будет с участием государства, или мы выбираем чистую рыночную политику, или конвергентную политику, капиталистическую или социалистическую? Исходя из этого, должна выстраиваться правовая база, должны разрабатываться все законы, касающиеся экономики, трудовых отношений и т.д.

Во-вторых, мы должны определить наши активы. Мы до сих пор не знаем, сколько стоит наша горнодобывающая отрасль, сколько стоит энергетическая отрасль и т.д. У нас нет конкретного цифрового выражения нашей ресурсной базы. То же самое касается энергетики и других сфер. Сколько каждая из них стоит? Если нет оценки активов, что мы можем предлагать инвесторам? Какое-то месторождение? Кто его будет оценивать? Какой будет лот? Куда его выставлять? Мы с инфраструктурой выставляем этот лот или без инфраструктуры? Ну и так далее. Есть комплекс проблем.

Кроме того уже надо принимать новый закон об инвестициях, при этом  стратегию инвестиционной политики отдельно разработать, включить в нее секторальные компоненты, включая и горнодобывающую, энергетическую и другие сферы. И уже после разработки этой более детальной концепции разрабатывать нормативно-правовую базу. Сегодня у нас, что происходит – прибежал инвестор, сказал, вот такой-то закон или такую-то статью уберите или наоборот добавьте, и мы делаем это в интересах одного инвестора, не глядя на других. Так не должно быть.

За 2024 год сколько привлечено прямых инвестиций? Я просматривал, и самые близкие страны скажем так страны ЕАЭС не находится в лидерах по прямым инвестициям, по другим инвестициям возможно, поэтому здесь тоже надо подумать.

Следующее, фондовая биржа в Кыргызстане формально есть, но фактически ее нет. Поэтому предлагаю внести закон, чтобы усилить два крупных компонента финансового рынка. Первый – это фондовый рынок. Должны быть приняты незамедлительные меры по его развитию. И второй – это рынок страхования. В мировой практике он считается одним из крупнейших финансово-инвестиционных институтов в принципе. У нас страхового рынка нет.

А если мы будем изменять законы и вообще работать на локальном уровне, к макроэкономическим или к масштабным изменениям это не приведет. Я вам это гарантирую.

И еще одна моя рекомендация – сократить госаппарат с сегодняшних 15-ти тыс. до трех тыс. человек. Расходная часть бюджета именно в плане административных расходов за последние три года выросла в три раза. При этом на развитие экономического блока и цифровизацию в расходной части предусмотрено всего 500 млн сомов, - добавил Г. Жапаров.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320