Ой Ордо
28.01.2025

Особенности инвестиционной привлекательности Кыргызстана в современных геополитических условиях. Часть 3

Приемлемые для Кыргызстана форматы инвестиционного сотрудничества в сфере добычи критически важных сырьевых минералов и других полезных ископаемых в современных геополитических и экономических условиях обсудили участники круглого стола: «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

В рамках дискуссии было отмечено, что в последние годы западные страны резко наращивают политическую и экономическую активность, направленную на вовлечение в орбиту своего влияния ресурсных баз стран ЦА через продвижение неоколониальной модели их эксплуатации. Ранее эта модель применялась для фактического разграбления природных ресурсов в Африке, ЮВА и Латинской Америке, где путем давления и коррупционных методов Запад обеспечивал распределение большей части доходов от добычи КВСМ в пользу своих компаний.

Как отметил системный аналитик, экономист Бактыбек Саипбаев, сейчас мир переходит на новый этап, что четко продемонстрировал Трамп, –  от эпохи неоколониализма, от косвенных механизмов воздействия к эпохе классической колонизации, то есть захвату территории путем экономической экспансии.

- К сожалению, Кыргызстан пока не смог созреть до уровня самостоятельного субъекта в международной геополитике и в геоэкономике. Наша страна является игрушкой в большой геополитической борьбе. И поэтому мы, скорее всего, будем просто объектом манипуляций с помощью тех же неправительственных организаций, которых у нас создали огромное количество. Мы вообще являемся страной огромного количества НПО, у нас около 300 тыс. человек работают в этом секторе, то есть это стало отдельной отраслью экономики.

Хотя лично мое мнение, конечно, что география определяет судьбу. США нас в свой состав не возьмет, Европа тоже к себе не присоединит, более того, я думаю, в ЕС не сегодня-завтра начнется процесс дезинтеграции. И поэтому, хотим мы или нет, у нас два больших великих соседа — это Россия и Китай, которые совместно, раздельно, поделив зоны влияния, могут у нас что-то осваивать. И, скорее всего, они вряд ли позволят влезать Западу в наш регион. США и та же Великобритания, которые очень хотят взять под свою эгиду наш регион, но у них это вряд ли получится, - отметил эксперт.

По его словам, горная промышленность могла бы стать драйвером развития экономики в период независимости. Но этого не произошло в силу неэффективности госуправления и низкого коэффициента принимаемых государственных решений, благодаря которым горная отрасль стала самой не прозрачной и коррупционной.

При этом он подчеркнул, что на данном этапе Кыргызстан не может самостоятельно развиваться, нужен кто-то, кто будет поддерживать на плаву экономику страны. Т.е. нужны инвесторы. А им в свою очередь нужна ясная политика, без всяких кулуарных переговоров.

- Я полностью согласен, что надо было создать в первую очередь горный кодекс, чтобы все было ясно и прозрачно. На мой взгляд, нужно ввести мораторий, чтобы беспрерывно не менялось законодательство, и чтобы любой инвестор был уверен, что он, вкладывая деньги, может рассчитывать на определенную стабильность. Надо ясно понимать, что любая инвестиция, тем более в такую область, как горная промышленность, это долгие деньги, на долгий срок. И инвестор должен быть уверен, что он хотя бы лет 20-30 спокойно отработает.

В Казахстане сложилась трагическая ситуация, потому что большая часть ресурсов сейчас освоена иностранными компаниями, отсюда, кстати, и все эти позывы ввести прецедентное английское право. Им пользуются англосаксонские страны – Британия, Штаты, Австралия и еще некоторые страны. Во всем остальном мире, в том числе на евразийском континенте утвердилось четкое континентальное или кодексное право, т.е. никакого прецедентного права у нас никогда не было. Поэтому все эти разговоры, что, может быть, мы введем прецедентное право английского образца, это от лукавого, это еще больше внесет беспорядок в наши умы, и большую путаницу и сумятицу в правовые отношения с инвесторами. И попытки внедрить английское право предпринимаются не ради английского права, а как раз ради сумятицы. Как говорится, в мутной воде рыба легче ловится, - добавил Б. Саипбаев.

В свою очередь директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков отметил, что после введения США и ЕС беспрецедентных экономических санкций в отношении России, которая была и остается ключевым стратегическим экономическим партнером стран ЦА, перспективы привлечения инвестиций в сырьевую отрасль Кыргызстана нужно рассматривать в контексте геополитического давления и рисков.

- Тема применения вторичных санкций в отношении государств нашего региона уже носит не дискуссионный, а реальный характер. Примеры мы видим  в банковском секторе Кыргызстана, с учетом данных обстоятельств, можно ожидать, что и западные инвесторы смогут менять правила игры в свою пользу, аргументируя уже не английским, а санкционным правом.

Попавший под жесткие западные санкции банк «Керемет» еще совсем недавно принадлежал НБКР, и здесь уместно вспомнить наполненные «розовым» оптимизмом  комментарии Акылбека Жапарова, который в качестве председателя кабмина побывав с визитом в Лондоне,  радостно рапортовал, что теперь можно смело говорить о выходе Кыргызстана на мировой финансовый рынок.

Исходя из сложившихся реалий, хочется ответить Акылбеку Усенбековичу, что хотеть войти на мировой рынок, но вот пустят ли нас туда на наших условиях – это совершенно другой вопрос. Поэтому интересно послушать, а что бы сейчас сказал Акылбек Жапаров по поводу продвижения им инициативы о переходе на английское право.

На фоне бесконечного увеличения подобных ограничительных мер все разговоры о том, что применение английского права при выстраивании цивилизованных отношений между госструктурами и зарубежными партнерами при разработке месторождений является неким юридическим прорывом для Кыргызстана, звучат достаточно наивно. Тем более, что санкции распространяются не только на юридические, но и физические лица. Учитывая эти обстоятельства, инвестор из дальнего зарубежья может в  любой момент, наплевав на то самое английская право, начать качать свои собственные права для достижения своих целей, при этом, размахивая санкционными пакетами. Крайними в данной ситуации будут уже государственные экономические интересы и естественно госбюджет.

Еще в 2022 году ряд ведущих западных экономистов прогнозировали, что санкционная политика США в ЦА имеет более далеко идущие планы, которые связаны не только с Москвой, но и с Пекином. Так сумма инвестиционных вложений Китая в экономические региональные проекты превышает $56 млрд. Исходя из таких объемов вложений борьба за региональные ресурсы, будет носить скорее не экономический, а геополитический характер. Впрочем, и ранее мы уже наблюдали в ряде столиц ЦА политические митинги против китайской экономической экспансии. Но вот акций протеста против британской или американской экспансии я не припомню, исключение представляет Кыргызстан, где долгие годы проходили митинги против канадских инвесторов «Кумтора».

В контексте английского права не самые позитивные примеры мы видим в Казахстане. Так Евросоюз не пропускает через свою границу цистерны со сжиженным казахстанским газом из опасений, что под видом казахского топлива могут якобы провезти российское. По сообщению СМИ, на границе Польши и Беларуси образовалась очередь более чем из ста цистерн с данным сырьем. Громкие заявления лидеров стран ЕС о якобы  стратегической значимости развития экономического сотрудничества с Центральной Азии, которые в прошлом году звучали и в Астане, не прошли элементарный тест на польской таможне, которая имеет свое виденье по этому вопросу.

Также стоит обратить внимания на регулярные трагические случаи, которые происходят на угольном месторождении в Казахстане, которое принадлежит   казахстанскому подразделению мирового сталелитейного гиганта «Арселор Миттал Темиртау». В числе его владельцев числятся и британские бизнесмены. За время ее деятельности  на территории  республики погибло около 200 горняков, после последнего ЧП в 2023 году, которое унесло жизни десятков граждан Казахстана, Касым-Жомарт Токаев потребовал от правительства прекратить сотрудничество с компанией, назвав ее худшим инвестором для государства. Кроме этого, СМИ и экологические организации не раз акцентировали внимание на варварском отношении к природе при разработке месторождений.

Данный пример подчеркивает актуальность применения не английского права, а, прежде всего,  национальной законодательной базы, которая определяет и регламентирует правила деятельности  иностранных инвесторов. Если они нарушаются, то зарубежная компания должна  быть лишена возможности вести работу в стране, компенсируя нанесенный ущерб. Других ключевых прав по защите национальных приоритетов, да еще в таких стратегических сферах как горная добыча, учитывая, что речь идет и об экологической безопасности, и о здоровье населения, быть просто не может, - подчеркнул И. Шестаков.

Необходимость усиления национального законодательства в сфере горной добычи поддержал исполнительный директор Ассоциации недропользователей Кыргызстана Алмазбек Жакыпов.

- Вопросы инвестиций сейчас, конечно, излишне политизируются. Но я  согласен с тем, что законодательная база у нас очень сильно хромает. Начиная с механизмов подготовки инвестиционного соглашения. В этих документах зачастую не прописываются все условия, которые мы должны ставить перед инвесторами. У них должны быть какие-то обязательства, которые должны четко исполняться.

Например, мы сталкиваемся сегодня с такой проблемой, когда инвесторы по полгода не выплачивают людям зарплату. И мы их называем инвесторами? Инвестор тот, который пришел, вложил, и предприятие начинает развиваться, а у нас только социальное напряжение нарастает. Например, Кадамжай как стоял, так и стоит. Компания работает лишь на содержание тех турков, которые туда приехали. А наши люди без работы. Нет никаких вложений в развитие. И это не первый год продолжается, они уже 5 лет здесь так работают. В Орловке, например, на участке, где идет добыча, работают одни китайцы. А наше население безработное.

У нас много месторождений, но их нельзя разрабатывать, как попало, чтобы потом нам остались одни хвосты, отходы, отвалы и другие проблемы. Поэтому на начальном этапе и рекультивация должна оговариваться. А для этого должен быть четкий национальный закон, кодекс о недрах, чтобы инвестор, который приходит, понимал, зачем он идет и что возьмет. И не надо нам никакого английского права. В каждом проекте должна быть доля государства, у нас в Конституции написано, что земля и недра – это  собственность народа Кыргызстана, - подчеркнул А. Жакыпов.

В свою очередь председатель Ассоциации геологов и горнопромышленников КР Дуйшон Камчыбеков рассказал, что на сегодняшний день в Кыргызстане выдано порядка 2019 лицензий на разработку и изучение полезных ископаемых. Из них около 400 выданы на золоторудные месторождения, примерно 376 лицензий выдано на угольные месторождения, порядка 50 лицензий – на нефть и газ, около 600 – это лицензии на пользование водными ресурсами для питья и лечения.

- Горнодобывающая промышленность делает большой вклад в бюджет страны. По результатам 2024 года эта сумма составила порядка 41 млрд сомов, в 2023 году – 34 млрд, за 2022 год – 31 млрд сомов. Это говорит о том, что горнодобывающие предприятия работают. Но есть еще очень много нерешенных вопросов. У нас нет четкой информации, какими месторождениями мы располагаем, какая работа ведется в плане привлечения инвестиций и в законодательном плане. Мы со своей стороны готовы внести предложения, как улучшить работу с точки зрения менеджмента и привлечения инвестиций.

В первую очередь нужна самостоятельная отдельная структура, которая бы занималась горнодобывающей и геологической отраслью. Второй вопрос – это законодательство. Сегодня у нас есть закон о недрах, но выше закона негров стоит водный и земельный кодекс, надо разработать кодекс о недрах и принять положение, что по некоторым моментам кодекс о недрах будет иметь приоритетное право над земельным кодексом.

Кроме того важно избегать конфликтных ситуаций между инвесторами и местным населением, зачастую возникающих как при разработке, так и при изучении некоторых видов полезных ископаемых. Здесь есть вопросы и к местным органам власти, и к государственным структурам, которые выдают лицензии и разрешения. Часто бывает, что на один и тот же участок выдаются сразу два акта – недропользователю на разведку или разработку и местному жителю, например, на землепользование. Это важный вопрос, требующий урегулирования и  согласованного подхода к выдаче документов. Кроме того, чтобы минимизировать возникновение конфликтных ситуаций, необходимо на предварительном этапе обговаривать с претендентом на лицензию социальные инвестиции.

На этапе рассмотрения заявки на лицензию нужно изучать не только бизнес план, но и обговаривать возмещение экологического ущерба. На том же Кумторе сегодня мы имеем порядка 1 млрд тонн отвала, который оставила Центера, после закрытия проекта, мы должны будем провести рекультивацию, в фонде на эти цели накоплено порядка $55 млн. Этих денег не хватит на рекультивацию. Аналогичных вопросов множество и по другим месторождениям.

Еще один вопрос заключается в том, что необходимо восстановить связь горной науки с деятельностью горнодобывающей промышленности, сейчас этой связи нет, она, к сожалению, утеряна, - пояснил Д. Камчыбеков.

Мысль о том, что в горнодобывающей промышленности необходимо опираться на научные изыскания поддержал председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков.

- Мы много лет говорим, что Кыргызстан богат на минеральные ресурсы. Но почему-то мы как были, так и остаемся бедной страной с нарушенной экологией, с хвостами и так далее. Значит, экономическая и технологическая система, при которой разрабатывается сегодня экономика горнорудной отрасли, не эффективна, и ее нужно менять. Сегодня, привлекая инвестиции на месторождения, мы как правило пользуемся прогрессирующим налогом от сверхприбыли вложенного капитала, но к сожалению, такая порочная система не дает разрабатывать все наши месторождения.

При существующей системе инвесторы хотят разрабатывать только месторождения с богатой рудной составляющей. Нам надо от этого уходить. А для этого целесообразно изучить работы наших ученых, таких как Абдиев, Шамшиев, Федоров, которые совместно с российскими горными учеными разработали несколько концепций, которые могли бы решить многие технические вопросы и добавить привлекательности проектам с экономической точки зрения, - подчеркнул эксперт.

В свою очередь директор проектно-исследовательского центра «Кен-Тоо» Бакытбек Кожогулов отметил, что в вопросах недропользования и добычи полезных ископаемых должна быть последовательность.

- У нас получается, что у каждого президента или премьер-министра свои задачи. Стоит задача срочно наполнить бюджет, значит нужно устроить максимум аукционов, чтобы месторождения раздать. Приходят другие, забирают лицензии. Этого не должно быть.

Как мы хотим двигаться? Мы выбираем государственные подходы в управлении недропользованием или будем заниматься рыночной экономикой. Если мы будем заниматься рыночной экономикой, очень много есть инструментариев для привлечения международных инвестиций в геологоразведку, в разработку. Но для этого нужен горный кодекс, чтобы инвестор, который приходит в нашу страну, видел закон, и понимал условия инвестирования. Для развития этого сектора нужен тот закон, которому будут подчиняться экологи, водники и все остальные, либо будет компромисс между ними, а так получается сегодня геологи, горняки по многому проигрывают.

Каждый министр приходит и говорит, нужно сделать стратегию развития горнодобывающей промышленности. Про эту стратегию тоже уже несколько лет говорим. Мы не можем перейти на серьезные какие-то вещи, не можем закончить начатое. Надеемся, вот этой чехарды не будет в дальнейшем.  Может, что-то до ума начнем уже доводить. Начнем, может, со стратегии, тогда какие-то движения будут и с инвестициями, - поделился мнением специалист.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320