Масштабное переустройство глобальной системы безопасности и международных отношений провоцирует не только смещение сфер влияния крупных центров силы. Оно ведет и к трансформации процессов сотрудничества в сфере экономики, финансов и инвестиций – они приобретают ярко выраженный геополитический контекст, который в свою очередь имеет характерные признаки ожесточенной борьба за ресурсы. Прежде всего, это касается критически важных сырьевых минералов (КВСМ).
При этом очевидно, что западные страны, как правило, игнорируют право развивающихся стран на ресурсный суверенитет. Сегодня США и их союзники, прежде всего, в лице Великобритании, нацелились на ресурсные базы центральноазиатских республик, в связи с чем активно наращивают в регионе свою политическую и экономическую активность. Обращает внимание тот факт, что сулящие многомиллионные вложения западные инвесторы – а это, преимущественно транснациональные корпорации, интересуются исключительно энергетикой и недрами, причем, теми месторождениями, где есть запасы КВСМ, а также уран.
Приемлемые для Кыргызстана форматы инвестиционного сотрудничества в сфере добычи критически важных сырьевых минералов в условиях современных геополитических и экономических тенденций обсуждались в рамках круглого стола: «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Депутат Жогорку Кенеша КР Сеидбек Атамбаев поделился информацией о том, как идет реализация указа президента Кыргызской Республики от 22 января 2024 года о реализации национального проекта по добыче полиметаллов и редкоземельных элементов.
- Для реализации данного указа Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Кабмин выделил 1 млрд сомов, в том числе для финансирования национального проекта по подготовке сметной документации госпредприятием «Кыргыз геология». Из выделенных из республиканского бюджета на 2024 год средств, освоено уже 717 млн сомов, на эти средства было закуплено 67 единиц технического оборудование: автомобили, буровые станки, бульдозеры, экскаваторы манипуляторы и т.д. Кроме того, буквально вчера на заседании профильного комитета ЖК КР по вопросам топливно-энергетического комплекса был дан отчет о том, что «Кыргыз геология» провело геологические научные исследования на хвостохранилищах № 1,2,3 в селе Ак-Тюз, а также на Бурдинском хвостохранилище, - рассказал парламентарий.
Также он отметил необходимость развивать в Кыргызстане атомную энергетику: «Но, чтобы продвигать данные проекты, важно давать разъяснения местным жителям по этому поводу, чтобы у них не было никаких опасений». На сегодняшний день, по словам С. Атамбаева, российская компания «Росатом» уже реализует в Кыргызстане несколько проектов в сфере энергетики.
В свою очередь президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров обратил внимание, что в двух месторождениях в Кыргызстане – в Ак-Тюзе и Кутессае – лежит порядка 3% мирового запаса лантаноидов.
- Лантаноиды используются в радиоэлектронике сложных систем космической связи, в оборонной промышленности, не говоря уже о более простых вещах – сотовые телефоны, медицинские приборы и т.д. Это наше национальное достояние, которое, на мой взгляд, нужно использовать в последнюю очередь, учитывая, что цена на данные ресурсы будет только расти. Будет очень печально, если оно попадет не в те руки. К сожалению, сейчас есть предпосылки, что именно так и произойдет, что его за три копейки заберет какая-нибудь иностранная корпорация, - отметил президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров.
По его словам, предпосылки к передаче месторождений читаются в инициативе, связанной с переходом на английское право.
- Британское право всегда сводилась к одной простой вещи, у кого сила тот и прав. Поэтому играть в эти игры, да еще и на поле британского права – это потенциальная катастрофа для всей страны, для ее будущего. Под предлогом благих намерений мы можем оставить своих потомков без наследства, разорив недра сегодня. На территории республики имеется огромное количество разведанных с советских времен месторождений – больше ста золоторудных, одно из крупнейших в мире железорудных месторождений, а также запасы хрома и марганца, которые вполне можно добывать в пределах одной области, - поделился мнением спикер.
Он также затронул вопрос о перспективе строительства атомной электростанции, подчеркнув, что это поможет сбалансировать ситуацию в энергосекторе. Увеличение мощностей энергосистемы необходимо, чтобы запускать полный цикл производства добываемых ресурсов.
- Только в этом случае добыча даст действительно прирост к национальному благосостоянию. Нам надо не просто добывать, допустим, металл, и продавать его в виде руды или в лучшем случае обогащая его первым этапом. Это, конечно, работает, но практически не приносит никакого дохода. В конечном итоге останется разрытая яма, и у нас не будет средств даже для того, чтобы привести ее в порядок в экологическом отношении. Поэтому весь цикл надо изначально программировать – начиная с добычи и заканчивая переработкой руды хотя бы до состояния легированных сталей, тем более, что у нас в пределах одной страны все элементы для этого имеются. Вот таким путем надо идти, т.к. это единственный прибыльный путь, а отдавать инвесторам недра, чтобы они вывозили их в виде сырья – не рентабельно, - добавил М. Петров.
Отчасти эту мысль поддержал и экс-замминистра природных ресурсов, экологии и технадзора КР – директор Департамента геологии и недропользования, председатель Госкомиссии по запасам полезных ископаемых КР Аркадий Рогальский. При этом он с сожалением констатировал, что на сегодняшний день технологий по переработке конечного продукта в Кыргызстане нет, однако, их необходимо развивать. Например, привлекая инвестиции не на добычу, а на переработку сырья.
- Сейчас наша страна торгует сырьем, но зачем нам это надо? Может быть, надо привлекать различные технологии, которые могут использоваться на полном цикле. Допустим, экспорт угля в качестве сырья, мне кажется, является чистым ущербом. Из угля можно извлечь больше прибыли. Например, если поставить заводы по обогащению угля, которые будут обслуживать разные добывающие компании, если они смогут объединиться. На мой взгляд, это вопрос к ассоциациям. Допустим, по нефтянке, мы более-менее объединились. На сегодняшний день на территории страны уже 11 нефтеперерабатывающих заводов. Т.е. каким-то образом нефтяники смогли скооперироваться и создать технологии, чтобы сырье, которое добывается внутри страны, работало в интересах страны, - отметил спикер.
Аналогичное мнение высказала директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова. По ее словам, угольная промышленность может составить серьезную долю эксперта, причем, в виде продукта с высокой добавочной стоимостью.
- Академическое и научное сообщество в сфере горнодобывающей промышленности говорит, что основу экономического развития Кыргызстана должна составлять угольная промышленность, т.к. большая часть запасов угля в ЦА находится именно в Кыргызстане. Со стороны ученых было много предложений по обогащению нашего угля. Тот же кара-кечинский уголь можно добывать, обогащать и уже потом продавать по более выгодной цене, - отметила эксперт.
Однако, для этого, на ее взгляд, необходимо пересмотреть законодательство в сфере недропользования. При этом правила игры должны быть понятны и неизменны для всех инвесторов. Инвестиции нужны, но и государственное регулирование должно быть.
- Если говорить о перспективах привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль, то нужно пересмотреть политику в этой сфере. Сегодня данная сфера у нас серьезно хромает. В советское время в ней работали свыше 50 тыс. человек, сегодня – меньше 20-ти тыс. Власть и государственные структуры должны быть более ответственными и прагматичными в том, что касается интересов страны, чтобы минимизировать негативные последствия от передачи недр в пользование инвесторов, как это было, например, с Кумтором. При этом и в отношении инвесторов у государства тоже должна быть ответственность. В свое время, когда на Джеруе были протесты со стороны местного сообщества, власти заявили, что компания должна сама решать вопросы с населением, но ведь именно государство привлекает инвесторов, - добавила К. Эрназарова.
В свою очередь замдиректора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Наталья Крек отметила, что многие инвесторы, действительно, вынуждены самостоятельно решать вопросы с местным населением. Но вопрос в том, что зачастую волнения происходят не без участия определенных заинтересованных сил.
- Как правило, роль провокатора протестов со стороны местных сообществ играют какие-то неправительственные организации, которые, якобы, занимаются вопросами экологии. Как это было, допустим, и с урановыми месторождениями. Сейчас в информационном пространстве появляются вбросы о том, что большой интерес к урану в Кыргызстане проявляет Британия. При этом обращает внимание тот факт, что когда в 2019 году разработку месторождения Кызыл Омпол планировала начать российская компания, за один день были организованы митинги, так называемой общественности, которая выступила категорически против, ввиду опасений за экологию. В итоге власти ввели мораторий.
В прошлом году мораторий отменили, после того как к месторождению проявила интерес семья Ротшильдов, при этом почему-то представители гражданского сектора ни единого слова не сказали об экологии, все молчат. Соответственно, напрашивается вывод, что митинги 2019 года были финансировались иностранными спонсорами, которым было важно не допустить, чтобы российский бизнес занимался ураном в нашей стране. Это говорит о том, что разработка недр в Кыргызстане выходит далеко за плоскость экономики, став одним из компонентов больших геополитических проектов.
В предложенном американской стороной проекте соглашения о сотрудничестве между Кыргызстаном и США, которое мы пока не подписали, один из пунктов касается как раз урана. Т.е. задача США состояла в том, чтобы полностью взять под свой контроль не только урановые хвостохранилища и месторождения урана, но и других критически важных сырьевых минералов. Естественно, Вашингтон это делает, исходя из своих собственных интересов, и не факт, что они совпадают с нашими национальными интересами, - отметила спикер.
По ее словам, закрепление за собой мировых источников КВСМ на Западе увязывают со стратегическими задачами развития высокотехнологического и оборонного секторов, а также с реализацией форсированного «зеленого» энергоперехода. Достигнуть поставленных целей планируется путем формирования закрытых клубов поставщиков и эксклюзивных соглашений, подразумевающих жесткую блоковую ориентацию при руководящей роли США.
Уже сейчас видно, что в рамках этой стратегии западные страны резко наращивают политическую и экономическую активность, направленную на вовлечение в орбиту своего влияния ресурсных баз стран ЦА через продвижение неоколониальной модели их эксплуатации. Важно отметить, что ранее эта же модель применялась для фактического разграбления природных ресурсов в Африке, ЮВА и Латинской Америке, где путем давления и коррупционных методов Запад обеспечивал распределение большей части доходов от добычи КВСМ в пользу своих компаний. Которые, в свою очередь, уклонялись от обеспечения адекватных экологических и социальных отчислений, провоцируя рост социально-политической напряженности.
- Сегодня страны нашего региона, включая Кыргызстан, рискуют повторить участь африканцев и латиноамериканцев, имевших опыт сырьевого «сотрудничества» с западными «инвесторами», которые прославились своим хищническим отношением к добыче КВСМ в третьих странах. Подобный подход неизбежно приводит к существенным экологическим проблемам, что быстро провоцирует недовольство местного населения. При этом западные страны зачастую отказываются от разработки ресурсов у себя по экологическим соображениям.
Предложения США и их союзников в области добычи и переработки полезных ископаемых носят отчетливо блоковый, политизированный характер. Это означает, что соглашения по КВСМ с Западом лишают национальные правительства возможностей свободно выбирать торгово-экономических партнеров и реализовывать свою критически важные сырьевые минералы в не западные страны. В свою очередь это ведет к невозможности пользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на глобальных рынках.
Кроме того, это ставит устойчивость местных правящих элит в зависимость от исполнения американских требований по поставкам сырья и соблюдения интересов «инвесторов», создавая при этом риски ухудшения отношений с не западными международными объединениями и партнерами, в том числе с Китаем.
В этом контексте понятно, почему Британия так настойчиво предлагает Кыргызстану совершить переход на английское право, которым пользуются сама Великобритания, США и еще несколько государств. Европа, Россия, Китай и многие другие страны работают в рамках континентального права.
Допуск иностранного бизнеса и эксплуатации национальных природных ресурсов Кыргызстана и стран ЦА на принципах английского права равносилен согласию на колониальные правила с экстерриториальной защитой иностранцев, учитывая, что трактовка правил может спокойно меняться в угоду интересам западных партнеров Кыргызстана. Это лишит национальных экономических операторов защиты в национальных судах, а само государство подвергается рискам произвольного правового и санкционного давления со стороны иностранных контрагентов.
Только укрепление ресурсного национализма с опорой на национальные интересы, а также отказ от участия в ресурсных инициативах Запада позволит странам ЦА сохранить суверенитет над национальными полезными ископаемыми.
Т.е. решение, каким инвесторам отдавать предпочтение, должно исходить не только из существующих геополитических реалий, но и прежде всего на основании анализа перспектив инвестиционного сотрудничества и изучения опыта других стран, - добавила Н. Крек.
По словам соучредителя ОФ «Евразийское поколение», экс-депутата ЖК КР Евгении Строковой, истерия НПО по поводу добычи урана на самом деле не имела никакого отношения к экологии.
- Я была депутатом в шестом созыве ЖК КР, когда прозападные неправительственные организации выступили против добычи урана. Это было связано только с тем, что разрабатывать месторождение Кызыл Омпол в то время хотела российская компания. Представители НПО по кабинетам депутатов ходили, убеждали, что не нужна разработка. Многие депутаты боялись давления с их стороны, поэтому голосовали против. Честь и хвала Азамату Арабаеву, на то время только он один проголосовал за добычу урана, - напомнила спикер.
Говоря о национальных приоритетах Кыргызстана в горнодобывающей сфере, она подчеркнула, что инвестиции нужны для обеспечения роста экономики, но в то же время нельзя забывать, что они могут сыграть и отрицательную роль. Например, некоторые инвестиции могут поставить государство не только в экономическую, но и в политическую зависимость от инвесторов. Чтобы этого не происходило, нужно досконально продумывать договоры.
- Существует тезис, что вместе с иностранными инвестициями приходят и новые технологии. Но зачастую их применением на наших месторождениях занимаются сами иностранцы, т.к. вместе с технологиями они привозят свои кадры. Т.е. они не заинтересованы в том, чтобы делиться с нами своими технологиями. США и ЕС, например, вообще не заинтересованы в переработке критически важных сырьевых минералов непосредственно в странах, которые располагают ресурсами, приоритетом для них является создание чистых высокотехнологичных производств только на своей территории.
Нельзя не учитывать и экологические аспекты. Мы много слышим о международных экологических стандартах. При этом очевидно, что многие западные компании не готовы их соблюдать, когда речь идет о развивающихся странах, таких как Кыргызстан. При этом даже в экологических и правозащитных кругах ЕС растет недовольство тем, что при подписании соглашений со странами ЦА многие западные страны ставят приоритет на обеспечении себя критическим сырьем, игнорируя общепринятые в «цивилизованном мире» экологические стандарты.
Более того, США и их союзники используют природоохранную тематику и Цели устойчивого развития ООН лишь для того, чтобы навязывать развивающимся странам, в том числе центральноазиатским государствам, условия внешнего финансирования с целью получения контроля над их национальными месторождениями критически важных сырьевых минералов. Это происходит за счет вытеснения из добывающих и перерабатывающих проектов местных компаний под предлогом наличия у западных корпораций якобы уникальных зеленых технологий, недоступных стране пребывания.
Например, переговоры французской компании ORANO по урановой сделке в Монголии наглядно иллюстрируют подходы Запада, а именно желание приобрести эксклюзивные права на ценные месторождения, при этом отказываясь гарантировать достаточные экологические выплаты и обеспечить необходимые вложения в социальную инфраструктуру.
Для инвесторов нужно создавать нормальный инвестиционный климат, но при этом с правовой точки зрения он должен быть безопасным как для инвесторов, так и для нашего государства в первую очередь.
На мой взгляд, в разработке КВСМ странам ЦА выгоднее и безопаснее опираться не на западные, а на российские компании. При необходимости через политический диалог с Москвой в любой момент можно скорректировать подходы российских участников для более полного учета национальных интересов. В то же время при взаимодействии с западными компаниями оказать на них давление путем прямого диалога на высшем уровне практически невозможно, - добавила Е. Строкова.
Наталья Лобанова
Продолжение следует…
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320