10 сентября в Ленинском одномандатном избирательном округе в Бишкеке пройдут повторные выборы депутата Жогорку Кенеша. Майская кампания закончилась скандалом, ЦИК была вынуждена аннулировать ее итоги.
Помимо Ленинского, ожидается гонка в Кок-Жарском округе, где на парламентских выборах 2021 года победил Омурбек Бакиров. Спустя почти два года постановление ЦИК об утверждении его избранным депутатом Жогорку Кенеша признано судами двух инстанций незаконным. Если Верховный суд оставит решение в силе, то Бакиров лишится мандата и в течение месяца будут назначены новые досрочные выборы. Участвовать в кампании Омурбек Бакиров уже не сможет.
Эксперты напоминают, что при разработке проекта новой Конституции, предусматривающей смешанную систему выборов, они предупреждали — разборки в округах будут лихорадить страну на всех этапах работы Жогорку Кенеша седьмого созыва. Но президентская администрация в своем стремлении ввести в игру одномандатников была непреклонна и к аналитикам не прислушалась.
Роспуск или референдум?
Многомиллионные траты на досрочные и повторные кампании в одномандатных округах должны подвигнуть власти пересмотреть позицию и инициировать возврат к пропорциональной системе голосования, считает эксперт Нурсултан Акылбек.
Борьба за мандат обходится в среднем в 18,5 миллиона сомов.
«За такие деньги можно было построить одну большую школу. Не факт, что предстоящие выборы в Ленинском округе пройдут прозрачно, без нарушений и их итоги снова не аннулируют. Еще, возможно, будут перевыборы в Кок-Жарском округе. Это тоже огромные затраты. Или депутат из какого-нибудь другого округа сдаст мандат. Опять выборы и опять расходы. Для чего? Имеет ли смысл так тратиться на парламент, который сейчас, по сути, ничего не решает? Если бы все прошли по партийным спискам, этого бардака не было бы. Выбыл один депутат, на его место приходит другой по списку согласно очередности. И все еще остается открытым вопрос: что дают нам одномандатные округа? Смысл? Для чего и зачем?» — сказал Нурсултан Акылбек.
Юрист Туттубубу Эргешбаева тоже выступает за упразднение мажоритарной системы. По ее мнению, она вредит национальной безопасности и сводит на нет равнозначную конкуренцию на выборах, поскольку кандидат, не имеющий достаточно денег, победить в округе не сможет.
«Есть и другие причины неэффективности этой системы. Одномандатники лоббируют локальные интересы своего округа, дают особые поручения чиновникам исполнительной власти, используют трибуну парламента для продвижения своих личных интересов. Все это влияет на раздробленность сил, некачественное принятие политических решений, отсутствие консолидации по утверждению ежегодного государственного бюджета», — сказала Таттыбубу Эргешбаева.
Одновременно с призывами изменить правила большой гонки звучат опасения, что этот шаг приведет к корректировке Конституции, а может, и к досрочным выборам в парламент.
А Нурсултан Акылбек считает, что менять главный документ страны в случае возвращения к пропорциональному голосованию не потребуется.
В статьях Основного закона не прописано, как должен избираться Жогорку Кенеш.
Да и речи о досрочных выборах тоже пока не идет. Переписывание законодательства не является основанием для роспуска действующего созыва, и в регламенте Жогорку Кенеша нет такой нормы.
Ошибка в поиске проблемы
С позицией, что нужно избавляться от одномандатных округов, не согласны не только чиновники. В бесполезности изменения выборной системы уверен и политолог Игорь Шестаков.
По его словам, проблема не в том, как формировать законодательную власть, а в том, что выбирать не из кого. Отсюда подкуп, административный ресурс и низкая явка избирателей.
«Даже в одномандатном округе, где претендент максимально приближен к электорату, последний осознает, что никакого улучшения не будет. Поэтому люди голосуют ногами. Раньше это было только на местных выборах, теперь распространилось и на парламентские. К тому же нынешний состав Жогорку Кенеша показывает крайне низкую эффективность. Общее разочарование отразилось на явке и служит отправной точкой для применения подкупа», — сказал он.
Эксперт полагает, что не следует сваливать вину на систему. Это бессмысленно. Чистота выборов зависит напрямую от качества кандидатов, а оно оставляет желать лучшего.
Имитация бурной деятельности
Бесконечная перекройка избирательного законодательства уже привела к тому, что люди не только утратили всякий интерес к выборам (доказательство тому катастрофически низкая явка в ходе последней досрочной кампании. — Прим. 24.kg), но и не доверяют их итогам.
Кыргызстанцы видят, как бы они не голосовали, их социально-экономическое положение не зависит от того, кто пройдет в Жогорку Кенеш.
Стоит ли торопиться переписывать закон о выборах? Проблема не в том, что диктует та или иная норма закона, а в качестве ее исполнения. Законов у нас выдают на-гора, но исполнять никто не торопиться — сплошная формальность.
К тому же остается достаточно низким уровень правового сознания общества. Мы не научились правильно использовать механизмы выборов, что по партийным спискам, что по округам. Поэтому продолжаем искать причины своих бедствий в форме правления или избирательной системе.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320