Общество
20.12.2024

Образование в Кыргызстане решили улучшить новым министерством

Сегодня спикер Жогорку Кенеша Нурлан Шакиев на третьем Народном курултае предложил разделить Министерство образования на несколько частей.

По его словам, сейчас министр образования должен уследить сразу за восемью-девятью сферами.

«Министр должен уследить за дошкольным, школьным и высшим образованием. Кроме того, есть научная сфера. Даже если мы поставим двухглавого министра, он не успеет уследить. Поэтому я несколько раз просил разделить ведомство на министерство школьного и дошкольного образования и министерство высшего образования и науки», — заявил торага.

Шакиев полагает, что новое ведоиство улучшит качество образования.

По оценке эксперта Центра экспертных инициатив "Ой Одро" по вопросам образования, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиевой, государственная образовательная политика имеет ряд закономерностей своего развития.

- Это обусловлено тем, что структура системы образования постоянно усложняется. Здесь свою роль играют факторы внешних условий, от роста демографии до новых информационных технологий обучения. Помимо этого, в прогрессии растёт численность тех, на кого распространяется образовательная политика -от обучения детей до переобучения взрослых. И ещё, есть фактор актуальности приоритетов образования, кто нужен прямо сейчас, и кто будет нужен через10 лет, что собственно и подразумевает стратегическое планирование. Без чёткого планирования -что, кому и когда и зачем надо сделать, и ещё контроля по выполнению этих планов -невозможно добиться желаемого результата. Есть такая аксиома - если не знаешь куда идти, туда точно не придёшь. Возможно у инициаторов предстоящей реорганизации министерства образования есть свои «железные аргументы», и надеюсь они не сводятся только к выводам, что министр в этой сфере перегружен морально и физически. Допускаю, пусть будет отдельное министерство высшего образования, есть аналогия в РФ, там есть структура в формате Госкомитета. Но в России население около 200 миллионов, есть чётко структурированные федеральный и региональный уровни, наличие отдельных министерств вполне оправдано. Если мы хотим хорошее образование, то необходимо обеспечить всеми необходимыми ресурсами структуры системы образования, как общего среднего,так и профессионального и высшего. И эти ресурсы имеют вполне широкий диапазон - финансы, кадры, инфраструктура, институциональный резерв преемственности. Претензии к министерству образования сегодня предъявляют все -родители, эксперты, депутаты ЖК, общественность. Засилье бюрократии и регулятивных и разрешительных методов в образовательной политике министерства явно зашкаливает. Сегодня самостоятельности не хватает как воздуха как вузам и ссузам, так и общеобразовательным учреждениям (школам), автономность в системе образования это ключевой фактор развития, - считает Умутхан Тыналиева.

Образование через всю жизнь - сегодня тренд современности. Мир меняется очень быстро, знания полученные в школе или в вузе имеют кратковременную актуальность на фоне глобальных информационных технологий. Поэтому, если мы хотим современных, креативных и умных профессионалов во всех сферах общества, нам нужно создавать не дополнительную армию чиновников, а структуры и государственные гарантии для повышения квалификации или переобучения людей. И система должна иметь как государственную, так и коммерческую сторону реализации, причём, как в сфере общего среднего образования (сектор частных школ), так и в сфере профессионального и высшего образования, - резюмировала эксперт в интервью "Регион. kg".

Аида Мамбетова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320