Сегодня спикер Жогорку Кенеша Нурлан Шакиев на третьем Народном курултае предложил разделить Министерство образования на несколько частей.
По его словам, сейчас министр образования должен уследить сразу за восемью-девятью сферами.
«Министр должен уследить за дошкольным, школьным и высшим образованием. Кроме того, есть научная сфера. Даже если мы поставим двухглавого министра, он не успеет уследить. Поэтому я несколько раз просил разделить ведомство на министерство школьного и дошкольного образования и министерство высшего образования и науки», — заявил торага.
Шакиев полагает, что новое ведоиство улучшит качество образования.
По оценке эксперта Центра экспертных инициатив "Ой Одро" по вопросам образования, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиевой, государственная образовательная политика имеет ряд закономерностей своего развития.
- Это обусловлено тем, что структура системы образования постоянно усложняется. Здесь свою роль играют факторы внешних условий, от роста демографии до новых информационных технологий обучения. Помимо этого, в прогрессии растёт численность тех, на кого распространяется образовательная политика -от обучения детей до переобучения взрослых. И ещё, есть фактор актуальности приоритетов образования, кто нужен прямо сейчас, и кто будет нужен через10 лет, что собственно и подразумевает стратегическое планирование. Без чёткого планирования -что, кому и когда и зачем надо сделать, и ещё контроля по выполнению этих планов -невозможно добиться желаемого результата. Есть такая аксиома - если не знаешь куда идти, туда точно не придёшь. Возможно у инициаторов предстоящей реорганизации министерства образования есть свои «железные аргументы», и надеюсь они не сводятся только к выводам, что министр в этой сфере перегружен морально и физически. Допускаю, пусть будет отдельное министерство высшего образования, есть аналогия в РФ, там есть структура в формате Госкомитета. Но в России население около 200 миллионов, есть чётко структурированные федеральный и региональный уровни, наличие отдельных министерств вполне оправдано. Если мы хотим хорошее образование, то необходимо обеспечить всеми необходимыми ресурсами структуры системы образования, как общего среднего,так и профессионального и высшего. И эти ресурсы имеют вполне широкий диапазон - финансы, кадры, инфраструктура, институциональный резерв преемственности. Претензии к министерству образования сегодня предъявляют все -родители, эксперты, депутаты ЖК, общественность. Засилье бюрократии и регулятивных и разрешительных методов в образовательной политике министерства явно зашкаливает. Сегодня самостоятельности не хватает как воздуха как вузам и ссузам, так и общеобразовательным учреждениям (школам), автономность в системе образования это ключевой фактор развития, - считает Умутхан Тыналиева.
Образование через всю жизнь - сегодня тренд современности. Мир меняется очень быстро, знания полученные в школе или в вузе имеют кратковременную актуальность на фоне глобальных информационных технологий. Поэтому, если мы хотим современных, креативных и умных профессионалов во всех сферах общества, нам нужно создавать не дополнительную армию чиновников, а структуры и государственные гарантии для повышения квалификации или переобучения людей. И система должна иметь как государственную, так и коммерческую сторону реализации, причём, как в сфере общего среднего образования (сектор частных школ), так и в сфере профессионального и высшего образования, - резюмировала эксперт в интервью "Регион. kg".
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320