В первую очередь он связан с падающими доходами населения
Уже более полугода казахстанцы больше половины доходов тратят на еду. По статистике портала Finprom, в целом продовольственные товары занимают уже более 54% во всех расходах и более 58% — в потребительских.
В первую очередь это может говорить об обеднении сограждан, считают эксперты. Они предлагают разные рецепты, но воспользуется ли ими правительство, вопрос открытый. Между тем негативные последствия могут нарастать в геометрической прогрессии.
К этой цели придется идти лет десять
Экономист Асет Наурызбаев считает, что это фактор объективный, и причиной послужили пандемия и карантинные меры, которые ударили по мировой экономике.
— Это очевидное выражение того кризиса, который сейчас происходит и у нас в стране, и в мире в целом. Базовая часть расходов — еда и жилье — никуда не делись, а вот все излишества «ушли». Но для кого-то роскошь это новая машина, а для кого-то — просто новая одежда, — сказал Наурызбаев.
Однако в официальном прожиточном минимуме (который рассчитывали до пандемии) расходы на еду тоже превышают 50%. И это эксперт считает неправильным, как и сами расчеты. По его мнению, в него закладывались еще советские параметры, которые давно устарели.
— Не заложены многие расходы, связанные с современными потребностями. Например, должны быть предусмотрены расходы «на культуру». Вообще, прожиточный минимум должен обеспечивать достойное существование, а не нищенское, как сейчас. И это хорошо увязывается с предложением ряда экономистов ввести безусловный гарантированный доход, — сказал он.
Кстати, сама идея начала звучать все чаще как раз в результате пандемии и последующего обеднения населения. Аргументировали тем, что многие потеряли источники доходов и сейчас «проедают запасы», если у них они есть.
Наурызбаев добавил, что следует поднять и минимальную заработную плату настолько, насколько потянет экономика. Вкупе с гарантированным доходом это облегчит положение сограждан.
Особо эксперт подчеркнул, что не призывает воплощать идею в жизнь уже завтра. Это цель, к которой надо идти лет десять. Но сама по себе постановка такой задачи необходима.
— Нынешний слишком большой разрыв между бедными и богатыми вреден, и в первую очередь для самих богатых, потому что они могут получить революцию с отъемом собственности и прочими сопутствующими «прелестями», — сказал Наурызбаев.
Каким должен быть гарантированный доход?
Размер гарантированного дохода, по мнению эксперта, должен быть не ниже прожиточного минимума (уже пересчитанного в сторону увеличения). Наурызбаев подчеркнул, что деньги на такое нововведение в стране есть, причем очень много. Например, можно получить средства за счет оптимизации системы государственного управления. Он полагает, что армия чиновников у нас слишком большая и ее следует сократить.
— Далее, есть корпорации, у которых в течение многих лет был огромный налоговый щит. Сейчас пошла прибыль, и они могут более щедро делиться ей с государством. То есть налоговый режим в отношении сверхприбыльных предприятий пора бы изменить, — сказал он.
Справка: налоговый щит — метод, позволяющий в рамках действующего законодательства снизить величину причитающихся налогов (путем увеличения амортизационных отчислений, отнесения процентов по заемным средствам на расходы и пр.).
Низкие зарплаты, по мнению Наурызбаева, в принципе больше вредят, чем помогают даже предпринимателям.
— Если рабочая сила дорогая, предприятие начинает думать, как еще повысить свою эффективность. Если же можно просто нанять еще сто человек, не сильно при этом потратившись, никто и думать не станет о развитии. Все так и будут жить на старых технологиях, — резюмировал он.
Мы были небогаты и до пандемии
Политолог Замир Каражанов растущую долю расходов на еду назвал «тревожной тенденцией». Он тоже согласен, что пандемия коронавируса усугубила процесс. Но у населения даже до нее были не очень большие доходы.
— Складывается тяжелая ситуация уже и для среднего класса. Мы его 30 лет пытаемся сделать массовым — но не получается. А сейчас прослойка среднего класса уменьшается, — сказал он.
Точно оценить его размеры Каражанов затруднился. Глобальных социологических исследований с привлечением экономической экспертизы у нас, к сожалению, не проводилось. Оценки в целом колеблются от 20 до 30 процентов:
— Все зависит от того, как оценивать средний класс. Обычно самый простой классический вариант — средний класс тратит на еду только 30% своих доходов. Но бывает, что называют и 20%, — сказал он.
Эксперт предупредил, что продолжающееся обеднение (а порой и обнищание) населения приведет к его озлоблению.
— Протестные настроения всегда подпитываются отсутствием ощущения личного комфорта проживания. Если у людей проблема с доходами — это уже создает негативный фон в обществе. То есть напряженность будет расти, а с ней и протестные настроения, — отметил он.
Самое печальное, что инфляция растет одновременно с падением собственно доходов.
— Это видно даже визуально. Каких-то лет десять назад один человек заходил в крупный супермаркет и выкатывал оттуда четыре тележки. А сейчас одну, и то неполную, — заявил Каражанов.
Правда, массовых выходов на улицу политолог не ожидает, объясняя это менталитетом общества. Недовольство будет проявляться другим образом.
— Будут жить, сводить конца с концами и выпускать пар в социальных сетях. Но начнут усиливаться миграционные тенденции. В 2020 году из-за пандемии отток населения из Казахстана упал в два раза. Но если эпидемиологическая ситуация улучшится, поток мигрантов восстановится и увеличится, — считает он.
http://asiais.ru/society/37922.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320