Интеграция
04.07.2019

Новая «транзитная» норма Казахстана: ЕАЭС – не указ?

Эксперты недоумевают по поводу нарушений соглашений по отношению к партнерам по Евразийскому экономическому союзу со стороны Казахстана

Министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев заявил казахстанскому сайту Tengrinews.kz о планах по введению в стране временной регистрации автомобилей с армянскими, кыргызскими и российскими номерами.

«В отношении автовладельцев с номерами из соседних стран никаких мер принять невозможно, поскольку транспорт на территории Казахстана не зарегистрирован. Мы предлагаем ввести ограничение и обязательную временную регистрацию автомобилей, ввозимых в нашу республику для эксплуатации более чем на 10 суток. Если автотранспорт транзитный, то он может в течение 10 суток пересечь территорию страны без регистрации, по истечении этого срока транспорт подлежит временной регистрации. Также предлагается ввести запрет на использование таких транспортных средств при оказании услуг при перевозке пассажиров, багажа и грузов гражданами Казахстана», - сказал министр МВД РК.

В Комитете административной полиции РК пояснили, что вопрос введения обязательной временной регистрации транспортных средств, зарегистрированных в государствах Евразийского экономического союза, проходит стадию обсуждения со всеми госорганами и общественными объединениями. При этом для его реализации необходимо внести поправки в закон «О дорожном движении в РК».

ЕАЭС – де-юре?

Такое неоднозначное решение соседей уже на стадии обсуждения вызвало недопонимание со стороны представителей экспертного сообщества Кыргызстана. Особенно с учетом интеграции этих государств в Евразийский экономический союз.

Так, по словам экс-министра экономики Олега Панкратова, речь в договоре ЕАЭС идет лишь о транзите товаров.

- Государства Евразийского экономического объединения не могут ограничить транзит товаров через свою территорию для партнеров по союзу. Есть также отдельное соглашение, которое позволяет заниматься нашим гражданам перевозками внутри Казахстана. Видимо, сейчас они говорят об упразднении именно этой нормы, - отметил «Регион.kg» Олег Панкратов.

Однако есть «Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении» действующее с 2004 года.

Согласно этому документу, осуществляются перевозки пассажиров и грузов между государствами и транзит по их территориям в/из третьих стран автотранспортными средствами, зарегистрированными в одном из государств соглашения. Документ определяет расписание, схему маршрута с указанием пунктов остановки, на которых перевозчик будет осуществлять посадку и высадку пассажиров, в том числе пунктов пропуска через госграницу между странами, а также регулирует многие другие аспекты взаимных перевозок.

«Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и будет оставаться в силе до истечения шести месяцев с даты, когда одна из сторон получит письменное уведомление другой стороны о намерении прекратить его действие», - говорится в двустороннем документе.

И именно последний пункт пытается на данный момент инициировать соседнее государство.

Недружеские запреты

Политолог Марс Сариев уверен, что для введения подобного запрета трем государства экономического пространства нужны веские аргументы.

- Возможно, такой нормой Казахстан пытается защитить свой рынок грузоперевозок. И в этом случае необходима тщательная компетентная оценка. Тем более Казахстан периодически устраивает нам на границе полномасштабные досмотры. А такие запреты в рамках ЕАЭС однозначно незаконны и не дружественны по отношению к другим государствам Союза. Думаю, в данном случае Евразийская экономическая комиссия должно жестко отреагировать на происходящее в Казахстане. Так как это бьет непосредственно по грузоперевозчикам нескольких стран. Поэтому, так или иначе разъяснения от казахстанской стороны должны быть получены. Ведь внедрение подобного запрета может вызвать новый виток напряженности в отношениях между нашими странами, - подчеркнул в беседе с «Регион.kg» Марс Сариев.

Виктория Предигер

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320