Эксперты уверены, что страны ЦА в вопросах обеспечения безопасности должны ориентироваться на Россию и ОДКБ
Америка должна быть сильной, иначе ее слабостью могут воспользоваться Россия и Китай. Такой посыл несет новая стратегия безопасности Соединенных Штатов Америки, презентованная президентом США Дональдом Трампом, который довольно подробно высказал свои представления о том, как противостоять глобальным экономическим амбициям Китая, и практически не остановился на отношениях с Москвой.
«В современном мире Соединенные Штаты противостоят двум «ревизионистским» режимам России и Китая, которые наносят ущерб интересам США и стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству», – заявил глава Белого Дома, презентуя стратегию в Вашингтоне.
Согласно документу, Москва и Пекин намереваются сделать свои экономики менее свободными и менее честными. Кроме того, авторы стратегии обвинили Россию и Китай в стремлении увеличивать армии, а также контролировать информацию и интернет-данные с целью контролировать общественное мнение и наращивать свое влияние.
«Россия стремится восстановить свой статус великой державы и установить сферы влияния вблизи своих границ, а также использует информационные инструменты в попытке подорвать легитимность демократии», – говорится в стратегии.
В этой связи Вашингтон разработал новую национальную доктрину безопасности, как и прежде нацеленную на расширение влияния США в мире путем применения силы.
Презентуя доктрину безопасности, президент Дональд Трамп заявил, что стремление к энергетической самостоятельности и экономической безопасности через пересмотр «нечестных соглашений и защиту авторских прав» является приоритетом для США, так же, как и противостояние исламскому терроризму и контроль над иммиграцией, а также полная модернизация американской армии под лозунгом «мир, благодаря силе» и создание миллионов рабочих мест в оборонной сфере. Через достижение этих трех целей Соединенные штаты намереваются решить и четвертую основную для себя задачу – расширение глобального влияния США во всем мире.
В своей предвыборной программе Дональд Трамп обещал заняться «внутренними проблемами» США, а также наладить отношения с Россией и вообще переставить акценты во внешней политике. Но, как оказалось, это была просто риторика, за которой не последовало радикальной смены внешнеполитического курса Соединенных штатов.
По мнению экспертов, новая доктрина безопасности США амбициозна, но не более, чем все предыдущие. Стратегия Соединенных Штатов по установлению мировой гегемонии уходит корнями в сороковые годы прошлого столетия, когда Советский Союз отказался участвовать во всемирном долларовом «аттракционе», тем самым оспорив мировое господство Соединенных Штатов Америки. С тех самых пор с каждым новым президентом меняются лишь формулировки, методы и инструменты достижения единой глобальной цели.
– Наивно было полагать, что с приходом к власти в США республиканца Дональда Трампа ситуация во внешней политике изменится, Трамп выберет новые инструменты, но не уйдет от намеченного ранее геополитического курса. Не важно, кто возглавляет Белый Дом, США действуют в рамках уже функционирующих проектов. Другое дело, что меняются технологии. Допустим, если раньше в геополитических играх американцы опирались на политические элиты – партии и различные объединения, то сейчас они провоцируют конкуренцию между странами, как например, между Казахстаном и Узбекистаном, которые претендуют на лидерство в регионе, – рассказал в интервью «Регион.kg» политолог Марс Сариев.
Анализируя другие пункты стратегии, эксперты пришли к выводу, что каждый из них – это лишь попытка ответить на ситуацию, сложившуюся в США, учитывая, что при прежней администрации Белого дома страна оказалась в серьезном кризисе, как с точки зрения экономики, так и с позиции геополитики. За время президентства Барака Обамы Америка не только удвоила свой государственный долг до 20-ти триллионов долларов, но и с треском провалила свою политику на Ближнем Востоке, что привело к образованию ИГИЛ, который сегодня угрожает в том числе и самим американцам.
– С этим, в первую очередь, и связано намерение Вашингтона усилить позиции по противодействию терроризму, а заодно и контроль за иммиграцией, учитывая, что беженцы из разоренных силами НАТО стран, в том числе и из стран Ближнего Востока, ищут пристанища не только в Европе, но и в США. На данный момент Соединенные Штаты приняли на своей территории не более пяти процентов от общего числа беженцев – основной поток пришелся на Европу, но ситуация может измениться. И тогда даже тысячекилометровая стена, как на границе между США и Мексикой, не поможет решить проблему с прерыванием миграционного потока, – заявил в интервью «Регион.kg» политолог Кубатбек Асанов.
Частично, с этими аспектами эксперт связывает и положение новой доктрины безопасности США, касающееся планов модернизации американской армии.
- За последнее время военные силы США, как и всего североатлантического альянса, не показали хороших результатов, ни в Афганистане, ни на Ближнем Востоке, ни в борьбе с террористическими угрозами на своей территории, что на фоне действий российских военных в Сирии, особенно отчетливо резонирует. Это и заставило американскую власть задуматься об их модернизации. Но это нужно было как-то завуалировать, не могут же они открыто признать, что их армия слабая, поэтому в стратегии появилось упоминание о том, что Россия и Китай увеличивают свои армии. А лозунг «мир, благодаря силе» придумал не Трамп, это выражение часто употреблял еще Рональд Рейган, - отметил эксперт.
На вопрос, что подразумевает президент США, говоря об энергетической самостоятельности и экономической безопасности через пересмотр «нечестных соглашений и защиту авторских прав», собеседник «Регион.kg» предположил, что речь идет о реанимации проектов по строительству газопровода ТАПИ и линии электропередач CASA-1000.
- Я думаю, что Дональд Трамп имеет в виду, в том числе, и реанимацию планов по реализации этих масштабных проектов. Однако, если это так, то за попытками США реанимировать данные проекты, нет реальных перспектив. Условия перманентной нестабильной ситуации в Афганистане говорят о некоторой эфемерности подобных планов. Сложная ситуация с безопасностью в Афганистане по-прежнему остается достаточно серьёзным препятствием на пути осуществления такого рода проектов, - рассуждает Кубатбек Асанов.
Между тем, на днях в Бишкеке, в рамках экспертной дискуссии, посвященной вопросам внешней политики КР после президентских выборов, обсуждались вопросы региональной безопасности, где было отмечено, в вопросах безопасности республика должна ориентироваться преимущественно на сотрудничество с Россией и ОДКБ.
- Участие России в разрешении конфликта и уничтожении группировок боевиков ИГИЛ в Сирии напрямую касалось, в том числе, и стратегических интересов стран ЦА в плане обеспечения безопасности и сохранении стабильности в регионе, - подчеркнул известный общественный деятель, экс-депутат Парламента КР Жыпар Жекшеев.
По его мнению, США вовсе не стремятся к обеспечению безопасности в Центральной Азии, о чем свидетельствуют и последние события в Сирии.
- Последние события, произошедшие в Сирии, это мировое событие, которое сделало мир более безопасным. И ключевую роль в победе над террористами движения ИГИЛ сыграла именно Россия, в то время, как американская сторона отказалась ликвидировать остатки террористических формирований на подконтрольной США территории. Россия – это, несомненно, наш самый перспективный и надежный партнер, это приоритетный вектор нашей внешней политики, от которого зависит безопасность и будущее Кыргызстана и всего центрально-азиатского региона, - подчеркнул Жыпар Жекшеев.
Кумуш Алтынбаева
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320