Безопасность
17.04.2013

Нет границ – нет безопасности

Неопределенность в вопросах определения границ в Центральной Азии негативно влияет на обеспечение безопасности на южных рубежах СНГ.

 

Согласно статистике, ежегодно на границе с Узбекистаном и Таджикистаном происходит порядка 60-70 приграничных конфликтов.

Аналитики называют несколько причин, способствующих возникновению напряженных ситуаций: это и территориальные, и водные споры, и нелегальный перевоз грузов из одной страны в другую. Во время сельскохозяйственных работ, как правило, разногласия усиливаются.

Но они не возникли в одночасье. Даже в советские годы периодически происходили конфликты. Хотя тогда граница между союзными республиками была административной. Например, события в селениях Ворухе – Танги в 1982 г. и Матче (Октябре) – Актатыре в 1988 г. Наиболее масштабным явилось противостояние между таджиками Исфаринского района Таджикистана и кыргызами Баткенского района Кыргызстана в 1989 году.

Получив независимость, бывшие братские страны озаботились вопросами обозначения государственных границ. И здесь-то как раз остро и проявились разногласия, причина которых появилась еще в середине 20 годов прошлого столетия. Тогда произошло административно-территориальное размежевание республик Средней Азии. Но этот процесс проходил отчасти по наитию, без тщательного изучения районов проживания тех или иных этнических групп. Да, собственно говоря, в то время практически не было четко сформировавшихся этнических групп, способных преобразоваться в нации.

По мнению Саламата Аламанова, который почти двадцать лет занимался вопросами определения границ со странами центральноазиатского региона и возглавлявшего отдел правового регулирования межгосударственных пограничных вопросов при правительстве КР, решить этот вопрос можно только при помощи политической воли властей государств.

– Возможности экспертных групп и различных комиссий уже исчерпаны. Теперь дело за руководством стран, которые должны искать решения в русле «доброй воли», - отметил он.

Подобного мнения придерживается и Мирослав Ниязов, бывший секретарь Совета безопасности КР. Но он отмечает, что в то время как президенты Узбекистана и Таджикистана обладают полной властью, полномочия главы Кыргызстана ограничены.

- У нас до сих пор не определены пределы юрисдикции государства - нет четко очерченных государственных границ. А именно приграничные территории содержат в себе серьезный конфликтный потенциал. Пограничные споры – сами по себе не разрешатся. Межправкомиссии, совершенно очевидно, уже не могут решить эту проблему. Я неоднократно говорил, что главы государств должны проявить политическую волю, и, понимая глубокую ответственность, принять компромиссное решение. Если этот вопрос не решат главы государств, то положение будет усугубляться, - заявил Ниязов в интервью «Региону.kg».

В свою очередь, военный эксперт Токтогул Какчекеев отмечает, что, в основном, конфликты происходят в Ферганском треугольнике.

– Как правило, им предшествуют определенные изменения в геополитической ситуации, - полагает эксперт. - Причем, подобные столкновения случаются и на узбекско-таджикской границе, и на наших рубежах с Таджикистаном. Мы граничим с густонаселенной Ходжентской областью. Граждане соседнего государства «расширяют» ареал за счет наших земель в Баткенской области, откуда уезжают на заработки кыргызстанцы. В связи с выводом американских войск из Афганистана, США будет складировать тяжелое вооружение в соседнем Узбекистане. Понятно, что, получив такую поддержку, республика начнет диктовать свои требования, в том числе и по водно-энергетическим и пограничным вопросам. Официальный Ташкент сегодня претендует на главенство в Центральной Азии.

По мнению Какчекеева, Бишкек всегда проявлял мягкость в попытках решения этой проблемы.

– Кыргызстан, например, не поднимает эти вопросы в рамках международных организаций, членами которых является. - Это показывает слабость нашей политики. Началось это еще с Аскара Акаева, который любил играть в демократию, хотя была возможность во время развала Союза жестко решить этот вопрос. Радует, что сегодняшние власти рассматривают эти вопросы в свете отстаивания наших интересов, - констатирует он.

Как полагают эксперты, в двусторонних взаимоотношениях важную роль играет анклавный фактор. Так, на территории Кыргызстана имеются два узбекских анклава – Сох и Шахимардан, численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь, и в Узбекистане имеется кыргызский анклав – село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области, с населением 589 человек. Анклавы являются мощным инструментом давления Узбекистана на Кыргызстан. Известно, что в Сохе до июня 2010 года находились подразделения Вооруженных Сил РУ, хотя в мировой практике содержание в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым.

Однако самыми напряженными в регионе, по оценкам экспертов, являются узбекско-таджикские отношения. До 1929 года Таджикистан входил в состав Узбекской ССР на правах автономной республики. Причем и в это время в его состав, по мнению ряда экспертов, не входила значительная часть территорий, основным населением которых были этнические таджики (например, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская области, Бухара и Самарканд – главные центры таджикской культуры и истории). Постоянные конфликты на границе осложняют и так не простые межгосударственные отношения. У каждой стороны есть ворох претензий, как обоснованных, так и нет. Местные же жители, уставшие жить в неопределенности, все чаще прибегают к позиции силы в разрешении своих проблем.

Неопределенность межгосударственных границ, их недостаточная защищенность, межэтническая напряженность – все это может быть использовано и во многом уже использовалось экстремистами для дестабилизации обстановки не только в данном регионе, но и во всей Центральной Азии. Недавно на лентах информагентств, появилась информация, что боевики созданного в начале 1990-х годов в Ферганской долине, а сейчас базирующегося на границе между Афганистаном и Пакистаном Исламского движения Узбекистана (ИДУ) пытаются проникнуть в Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. В целом эффективно противостоять террористическим и экстремистским организациям страны ЦА смогут исходя из общих интересов, направленных на обеспечение региональной безопасности.

Мария Орлова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320