17 июля в аэропорту турецкого города Анталья заметили самолёт государственной авиакомпании «Беркут» с бортовым номером UP-8502.
Пользователи сети предположили, что на правительственном джете в Турцию прилетел президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Orda.kz разбиралась так ли это на самом деле, сколько стоят полёты на джете и на каких самолётах летают казахстанские лидеры
На фото, распространившимся в Сети, видно, что 17 июля самолёт с национальными символами и надписью Qazaqstan уже в 13:05 приземлился во внутреннем терминале Международного аэропорта Антальи.
Пользователи сети предположили, что в солнечную Анталью на государственном джете прилетел не кто иной, как Касым-Жомарт Токаев. Дизайн лайнера сильно похож на бывший назарбаевский, а ныне токаевский Airbus 330-233, 2007 года выпуска.
Но согласно данным сервиса по отслеживанию полетов Flightradar24.com, самолёт с бортовым номером UP-8502 на хвосте – это воздушное судно марки Bombardier CRJ200 2006 года выпуска, принадлежащее Правительству Казахстана.
Bombardier CRJ200 входит в семейство региональных среднемагистральных самолётов. Они производятся канадской компанией Bombardier и основаны на бизнес-джете Canadair Challenger.
Неизвестно, с какой целью правительственный самолёт совершил рейс в Турцию. По данным Flightaware.com, последние рейсы на том же самолёте производились по территории Казахстана. 10 июля авиасудно совершило рейс по маршруту Астана-Шымкент-Астана. Ещё раньше, с 28 июня по 3 июля – из Астаны в Жезказган и обратно.
В среднем, за первое полугодие 2023 года UP-C8502 совершил меньше 50 полётов. В 2022 году зафиксировано 100 полётов, а в 2021 году – 125.
Примечательно, что казахстанское правительство не сразу стало владельцем
авиасудна UP-C8502 (Bombardier CRJ-200). Сначала его использовала американская компания Mesaba Airlines, а с декабря 2005 года – канадская Bombardier.
Сколько стоит один час полёта на приватном джете?К слову, из госбюджета ежегодно выделяются средства на услуги по перевозке пассажиров без расписания. В 2022 году на это было выделено более 158 млн тенге, а в 2021-м – 312 миллионов.
Согласно технической спецификации, один час полёта казахстанских чиновников обходится госбюджету почти в 2,3 млн тенге с учетом НДС и других затрат, связанных с эксплуатацией воздушного судна.
Правдивы ли эти суммы, сказать трудно. Ведь в 2021 году бывший журналист одного из госканалов Ербол Мандибек признался, что в эфире запрещалось показывать казахстанцам роскошную жизнь кабмина. По его словам, на авиаперелеты членов кабмина и глав парламента ежегодно расходуют до 20 млрд тенге.
«Беркут» низкого полётаКомфорт и безопасность президента и аппарата правительства во время путешествий обеспечивает государственная авиакомпании «Беркут». Руководит предприятием Управление делами президента Республики Казахстан.
Первичную регистрацию компания прошла в 2000 году. Тогда первым директором государственной авиакомпании «Беркут» назначили бизнесмена Александра Клебанова. В «Беркуте» он проработал до 2006 года.
Повторную регистрацию авиакомпания прошла в 2015 году при руководстве Александра Дзюбы. Именно тогда на долю «Беркута» выпала ноша ежегодных и неоднократных судебных разбирательств.
В период с 2015 по 2023 год компания фигурировала в 44 гражданских делах. Но примечательно, что во львиной доле из них «Беркут» выступал в качестве истца. Представители компании зачастую требовали в суде признать некоторые предприятия недобросовестными участниками государственных закупок. И нередко их иски удовлетворяли.
Налоговые отчисления РГП также доступны лишь с 2015 года. Как и семь лет назад, так и сейчас они ежегодно превышают порог в 1 млрд тенге. Примечательно, что в 2020 году в разгар локдауна в связи с пандемией COVID-19, авиакомпания показала рекордные налоговые отчисления (2,2 млрд тенге, что на 41% больше, чем в 2019 году.
С 2022 года РГП функционирует под руководством Еркебулана Оспанова, который в «Беркуте» работает уже 16 лет.
Сейчас парк авиакомпании насчитывает более 10 самолётов и вертолётов, однако не на всех летает глава государства.
На каких ещё самолётах летают казахстанские лидеры?Найти точный ответ на вопрос «Кто же полетел в Анталью?» не удалось. Но ясно одно – это точно не президент. Ведь гипотезу пользователей Казнета опровергает и тот факт, что 18-19 июля он находится с визитом в Саудовской Аравии и принимает участие в Саммите глав государств «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Залива».
На такое масштабное мероприятие лидер Казахстана, скорее всего, прилетел на доставшемся по наследству от бывшего президента Нурсултана Назарбаева Airbus А330-243. К слову, авиасудна, разработанные европейским консорциумом Airbus S.A.S, считаются наиболее востребованными из правительственных самолётов. Среди них особенно можно отметить: Airbus A320-214 (CJ) Prestige, Airbus A321-211 (CJ) и Airbus A330-243 Prestige.
Последний является бесспорным фаворитом бывшего президента. Нурсултан Назарбаев использовал этот самолёт для официальных визитов в такие страны, как США, Китай, Россия и Япония.
Стоимость лайнера в стандартной комплектации – около 220 млн долларов. Однако экс-президент не поскупился на внутренний, сделанный специально для него, тюнинг. В итоге эксперты оценивают существующий борт в 300 млн долларов. Лайнер имеет возможность дозаправиться в воздухе.
Назарбаев продолжал летать в своём Airbus даже после отставки. Первыми это обнаружили авиаэксперты. Они сопоставили регистрацию самолёта в международных аэропортах с поездками первого президента. Подробнее об этом можно почитать в Telegram-канале главного редактора Orda.kz Гульнары Бажкеновой.
Касым-Жомарт Токаев три года использовал скромный узкофюзеляжный Airbus A321-211 (CJ). И лишь в мае 2022 года действующий президент впервые вышел из роскошного правительственного лайнера.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320