Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участие молодежи.
Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим, возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика. Молодое поколение в возрасте до 28 лет составляет в республике 31%, населения, но именно молодые граждане сегодня являются наиболее не защищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям социальной грруппой.
В стране существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения, кроме того есть специализированное ведомство Министерство по делам молодежи. Однако в их деятельность не видно единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в республике через анализ деятельности всех государственных органов, которые так или иначе участвуют в судьбе молодого поколения.
В настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические и практические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д. В данном контексте, основной задачей является координация этих госучреждений с целью осуществления единой молодежной политики в республике. Рассматривая значение молодежи для нашего общества, нужно выяснить характер потенциала, который она представляет, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. К примеру, Ленин видел задачу молодежи в строительстве нового коммунистического общества путем учебы и активной общественной жизни.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики в Кыргызстане, это создание социально-экономических условий для реализации молодых граждан своих общественных функций. Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 28 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).
Во вторых, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, по делам молодежи.
В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. Данный подход сужает понятие молодежной политики. Следует заметить: как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергается ныне критике со стороны общественности. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными органами в отношении различных категорий населения. Теперь, почему же за долгие годы существования комсомола в нашей стране мы только сейчас подходим к определению целенаправленной молодежной политики.
Практика выработала три подхода к определению молодежной политики: тоталитарный, консервативный и либеральный.
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни. Необходимо, чтобы молодежная политика государства строилась с учетом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близко стоящих демографических общностей, после просчета долгосрочных последствий этих решений для самой молодежи в последующие годы. Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Сейчас большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей ( к примеру в 2011 году представители Минмолодежи КР побывали с рабочей поездкой в Германии). Анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей государственной молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. Необходим определенный синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства, где она связана с системой органов управления и координации, причем, чем сильнее вмешательство государства, тем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг. Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти, как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.
В целом, текущая реализация государством, молодежной политики, требует дополнительного внимания и ее улучшения с учетом рекомендаций всех сторон данного процесса. Уважаемый читатель, я в дальнейшем продолжу работу по анализу и выработке теоретических рекомендаций по проблемам молодежной политики в Кыргызстане.
Тимур Саралаев,
лидер молодежного крыла партии «Замандаш-Современник»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320