Предстоящая модернизация бишкекской ТЭЦ китайскими компаниями вызывает в экспертном сообществе все больше критических оценок.
С самого начала проведения тендера по модернизации ТЭЦ Бишкека возник вопрос, насколько были соблюдены все необходимые процедуры.
Поэтому есть веские основания полагать, что даже техническое задание было оформлено "задним числом". Итоги проведенного тендера не удовлетворили ни компании, что приняли участие в нем, ни депутатов парламента. Многие остались при мнении, что результаты тендера "исказило" длительное присутствие в стране китайской компании ТВЕА, которая строит уже пару лет высоковольтную линию ЛЭП Датка-Кемин. После выказанного кыргызским обществом недовольства, эта компания поспешила объявить о 20 миллионах долларов США дополнительной помощи, которая при более тщательном уточнении видимо сведется всего лишь реально к 2 миллионам долларам, выделяемым для строительства школ.
С другой стороны, эксперты вполне логично задаются вопросами, насколько оправдана стоимость услуг консультантов КНР по обслуживанию их оборудования, а это составляет более 8 тысяч долларов в месяц для 20 специалистов в течение полутора лет.
Подчеркнем, что борьба с коррупцией в КНР ведется самым жесточайшим образом, но результаты пока не столь впечатлительны, как это хотелось бы руководителям государства и Коммунистической партии Китая.
Никто из ответственных лиц Кыргызстана так и не убедил общество, что был выбран наиболее оптимальный план модернизации. Так и не были предоставлены общественности различные варианты, включая возможное возобновление строительства ТЭЦ-2. Заметим, что китайская компания ТВЕА, несмотря на отсутствие должного профильного опыта, все же строит с 2009 года в Душанбе новую ТЭЦ. При этом, таджикское общество не вполне уверено, что не был применен принцип "ресурсы взамен инвестиций" и, возможно, Китаю был отдан очередной горнорудный объект. Пока же было объявлено, что новая душанбинская ТЭЦ будет находиться в собственности китайской компании лет 12, пока не будет выплачен кредит. По нашим сведениям, за прошедшие 4 года эта компания установила лишь один агрегат мощностью 50 МВт из запланированных 200 МВт. Неизвестно, где и как будет осуществлятся арбитраж, если подобное случится в случае модернизации по нашей ТЭЦ, ведь никто толком и не видел условия кредитного соглашения.
Также следует отметить, что эффективность любой государственной инвестиционной программы (ГИП) можно оценить с точки зрения, насколько она способствует сохранению политической стабильности в обществе. Население должно получить определенное количество постоянных и временных рабочих мест, а так называемая элита более всего заинтересована в объеме инвестиций (что, в свою очередь, ведет страну к долговой кабале, в случае безответственного поведения политического руководства).
При этом, экономика или отрасль, в которую вкладываются инвестиции, должна выдержать груз кредитных обязательств, так как ГИП у нас осуществляется почти исключительно за счет внешних займов. С этой точки зрения, китайский кредит в 386 миллионов долларов США для модернизации ТЭЦ Бишкека не выдерживает критики, ибо сумма этого займа ведет к фактически запланированному банкротству ОАО "Электрические станции".
Так, в начале сентября на мой вопрос об основных показателях, генеральный директор ОАО «Электрические станции» С.Авазов сообщил, что общая текущая задолженность компании составляет 9.0 млрд. сомов. Общий размер активов — 22.0 млрд. сомов. Таким образом, суммарный чистый капитал 13.0 млрд. сомов. С учетом китайского кредита соотношение собственного капитала к заемному составит 13/28 млрд. сомов.
Если учесть, что очередной китайский кредит берется под 2 процента в год на 20 лет, то в итоге речь идет о том, что необходимо будет вернуть уже более 540 млн. долларов США. Какие правительственные гарантии были предоставлены Кыргызской Республикой Китаю? Учитывая, что Китай давно добивается месторождения Жетим-Тоо, не был ли вновь применен "ресурсный" принцип?
В то же самое время, ОАО "Электрические станции" создало с «Русгидро» совместное предприятие для строительства Верхненарынского каскада ГЭС, который может обойтись КР примерно в ту же сумму. То есть, за 20 предстоящих лет энергетика нашей страны, с учетом уже ранее взятых обязательств, должна будет вернуть около 1,8 млрд. долларов, иначе говоря, ежегодно выплачивать долг в размере не менее 90 млн. долларов в год. График погашения энергодолгов напряженный, к тому же, экспортная продажа электроэнергии полностью зависит от полноводности реки Нарын.
В этих условиях, повышение тарифов за электроэнергию неизбежно, в том числе, вероятно, и за столичное отопление. Но для того, чтобы быть в состоянии оплачивать такие тарифы, население должно быть платежеспособным, для чего ему нужно иметь работу, желательно постоянную и хорошо оплачиваемую. Но дают ли привлекаемые в энергетику инвестиции работу для кыргызских граждан? Этот вопрос обсуждаем по всем кредитам, за исключением китайских, ибо предоставляются они при условии найма китайских же инженеров и рабочих. К тому же, модернизация ТЭЦ Бишкека повлечет за собой долговременную поставку запасных частей из Китая, то есть, в очередной раз будут обеспечены работой китайские же рабочие.
Почему же наше политическое руководство страны не меняет эту схему привлечения китайских кредитов в пользу Кыргызстана? Почему наши инженеры и рабочие остаются без работы? Почему у нас нет собственной мощной материально-технической базы для поддержки энергетики? Скомпенсируют ли китайские инвестиции уже в более чем 1 млрд. долларов провоцируемую ими (при их освоении и последующей выплате долгов) социальную напряженность в обществе за счет введения новых энергомощностей и инфраструктурных объектов? Сумеет ли руководство страны сохранить социальный характер энергетических услуг, оставив тарифы на приемлемом уровне в условиях обнищавшей страны?
Ответы на эти многие вопросы пока не столь очевидны, как, к сожалению, и плюсы модернизации ТЭЦ столицы "по-китайски".
Зульфия Марат, эксперт по энергетическим вопросам
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320