Конечно, на парламент и в целом на ситуацию оказывают влияние выводы международной комиссии. Итоговые выводы комиссии во главе с Киммо Кильюненом носили однобокий характер. Они продемонстрировали, что у Запада есть определенные проекты по установлению своего влияния, в первую очередь, в Ферганской долине. Именно в этом контексте нужно рассматривать отчет международной комиссии. Как известно, ее статус не был подкреплен такими организациями, как ООН и ОБСЕ, исходя из чего, данная комиссия могла давать произошедшему исключительно моральную оценку. Однако ее выводы могут быть использованы для того, чтобы Запад получил, как в Кыргызстане, так и на международной арене, роль своеобразного арбитра между правительством и НПО. Что можно расценивать, как очередной этап большой внешнеполитической проектной игры, в которой оказалась наша страна.
На мой взгляд, позиция правительства в отношении итогов работы международной комиссии была наиболее взвешенной. Не надо давать поводов для того, чтобы Кыргызстан мог оказаться в международной изоляции. С этими процессами тесно связано и международное экономическое сотрудничество, взаимоотношения с основными стратегическими внешнеполитическими партнерами страны, государствами – донорами, а также с международными финансовыми институтами.
В выстраивании межэтнической политики кыргызстанским политикам необходимо учитывать опыт Югославии. Сразу после ее развала там началось резкое разделение страны по национальному признаку. В результате государство погрязло в серьезных межэтнических и межрелигиозных конфликтах, в которых активную роль сыграли криминальные группировки, для того, чтобы получить свое место в политической жизни страны. Нашей политической элите сегодня необходимо учитывать этот опыт, особенно в контексте выводов международной комиссии. Нельзя допускать того, чтобы наша страна воспринималась на международной арене, как очередное Косово.
Для того чтобы в будущем не допустить повторения трагических событий на юге страны нельзя сосредотачиваться только на поисках виновных. Сегодня власти, политическим элитам и национальным диаспорам необходимо определиться, какая все-таки будет в стране межнациональная политика. Во времена Акаева в эту политику были заложены двойные стандарты, с одной стороны, провозглашалось, что «Кыргызстан – наш общий дом», а с другой - утверждалось наличие титульной нации. Поэтому, учитывая опыт трагических событий, как 90-х годов, так и июньских прошлого года, нам необходимо понять и определиться, в каком направлении должна выстраиваться межэтническая политика.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320