Кыргызстан придерживается позиции, что важную роль в повышении эффективности совместной деятельности ОДКБ играет укрепление взаимопонимания и доверия между странами, в том числе за счет сохранения культурно-гуманитарных связей и общей исторической памяти. Отдельной почетной строкой здесь стоит реализация плана мероприятий по празднованию 80-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Об этом в рамках круглого стола: «ОДКБ 2025: роль Кыргызстана в снижении региональных угроз в условиях нарастающего геополитического напряжения» заявил секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.
Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
По словам М. Иманкулова, сегодня в мире происходит много значимых событий, включая смену власти в Сирии – никто не ожидал, что режим Асада так быстро падет. Важным шагом в мировой политике стало начало диалога между Москвой и Вашингтоном, который сейчас проходит с Саудовской Аравии, где встречаются представители внешнеполитических ведомств России и США. Предметом диалога является не только Украина, но и другие вопросы двусторонних российско-американских отношений.
- Все мы хотим покончить с вакханалией, которая происходит в мире. Поэтому не может не радовать, что нынешний американский лидер, осознавая, что человечество подустало от конфликтов и войн, заявляет о намерении положить им конец, - отметил спикер.
Он обратил внимание, что термины «геополитическое напряжение, нарастающие вызовы и угрозы, турбулентность международных отношений» стали привычными для характеристики современной ситуации. При этом, растущее нагнетание ситуации с течением времени уже должно было привести к определенной развязке – либо к краху всего, либо к очертаниям стабильности. Однако, когда одни процессы затихают, другие активизируются, а деструктивные факторы трансформируются.
- Обстановка в мире никогда не была простой, однозначной и предсказуемой. В свою очередь конфликтная составляющая миропорядка сохраняет свою доминирующую позицию в процессах формирования и дальнейшего существования различных блоков и союзов. Наличие и внутреннее содержание конфликта является ориентиром для отстаивания государством своих интересов и выстраивания системы обеспечения национальной безопасности.
ОДКБ четко определяет для себя места концентрации вызовов и угроз. К примеру, на западном и северо-западном направлениях, в том числе, в Восточной Европе и со стороны ближайших стран и альянсов длительное время фиксируется увеличение военного потенциала, разведывательная активность, политико-информационное и кибер давление.
Не способствует снятию напряженности текущий украинский кризис, завершение которого пока не укладывается ни в какие параметры времени. Определенные процессы начались, но конкретных очертаний финала пока не видно. Там настолько много детонирующих элементов обстановки, что даже после окончания горячей фазы с той территории еще несколько лет ожидается излучение угроз разного порядка.
Помимо этого, продолжается нагнетание ситуации на Ближнем Востоке, где начиная со времен «арабской весны» идут процессы перераспределения баланса сил. Будущее Сирии также нельзя назвать определенно ясным и обретающим черты стабильности. Новым властям еще предстоит вступить в противодействие со своим главным и наиболее боеспособным идеологическим противником ИГИЛ. Упреждая вопрос о текущем характере кыргызско-сирийских контактов отмечу, что сейчас необходимо дождаться полного формирования правительства Сирии под руководством нынешнего главы государства и начала полноценной работы госаппарата. Другие государства выстраивают взаимодействие с новыми сирийскими властями, исходя из собственных интересов.
Важным и показательным фактором является обеспокоенность большинства стран, начиная непосредственно с соседей, перспективой перетекания за пределы границ Сирии многонационального террористического потенциала, пришедшего к власти в этой стране. По некоторым оценкам, до 20 тыс. иностранных боевиков вливается в сирийские силовые структуры. В том числе и Исламское движение Восточного Туркестана. По данным экспертов до 6 тыс. боевиков в их рядах, ориентированных на дестабилизацию в Китае, а также выходцы из ЦА и Северного Кавказа. Порядка 5 тыс. боевиков без учета членов их семей имеют центральноазиатские корни.
Поступает информация, что сирийские террористические ресурсы могут быть использованы определенными силами, как с территории самой страны, так и с других территорий для смены политического режима в Иране, который является членом ШОС, партнером Кыргызстана и наших центральноазиатских соседей.
Негативным фактором является процесс назначения на ключевые государственные должности лиц, которые в своих странах разыскиваются за преступления террористического и экстремистского характера. Помимо пропагандистского эффекта такие персонажи получают возможность беспрепятственно выезжать из Сирии, посещать другие страны и вести деструктивную деятельность, имея официальный статус, что представляет собой угрозу.
Тем не менее, политические заявления новых сирийских властей касаются в основном самой Сирии. Воевавшие иностранные группировки вовлечены в строительство новой политической системы и структур безопасности. К примеру, большие преференции получило Исламское движение восточного Туркестана. По этим причинам массовая миграция боевиков пока не ожидается. Хотя при возникновении серьезного конфликта с властями Сирии или их выдавливания с политического ландшафта страны возможность эта существует.
В контексте борьбы с терроризмом ОДКБ продолжает внимательно следить за развитием событий на афганском направлении. Частью этой работы становится реализация межгосударственной целевой программы по укреплению таджикско-афганской границы, которую в ноябре 2024 года на саммите ОДКБ в Астане приняли главы государств – члены Совета коллективной безопасности.
Сравнивая смену власти в Афганистане и Сирии, некоторые моменты выглядят схожими, но прямой знак равенства ставить между ними преждевременно. Безусловно, с точки зрения безопасности региона нельзя исключать версию о возможном перемещении групп террористов из Сирии в ЦА транзитом через Афганистан. Однако, собственных возможностей у боевиков достаточно только для использования наземных маршрутов, в этом случае придется двигаться через Пакистан, а эта страна является нашим партнером по ШОС.
Был диалог по Афганистану, где собрались секретари Советов безопасности десяти государств региона – Индии, Китая, Пакистана, Ирана, России и пяти центральноазиатских стран. Шестая встреча проходила в феврале прошлого года в Бишкеке, где мы договорились перевести его в формат ежегодных встреч секретарей Совбеза ШОС, которые вряд ли заинтересованы в осложнении международных отношений и непростой региональной обстановке. Наряду с этим, учитывая, что Турция напрямую участвует в сирийском конфликте и вкладывает туда большие ресурсы, проблемы присутствия центральноазиатских боевиков в Сирии в формате ОТГ мы можем доверительно и предметно обсуждать с турецкими партнерами, в том числе по линии секретарей Советов безопасности.
Сегодня большинству иностранных боевиков с точки зрения личной безопасности, возможных перспектив, финансовых и других условий, выгоднее находиться в Сирии, если они согласны с ее нынешним курсом. Практика показывает, что страны нашего региона являются исходной точкой для потока рекрутов, пополняющих международные террористические экстремистские организации. Движение в обратном направлении, если и было, то не масштабное, а единичное, да и то оно быстро пресекалось правоохранительными органами.
Ответом на риски экспорта террора как раз является устойчивая социально-политическая обстановка в каждом из государств-членов ОДКБ и в других странах-союзниках, а также подготовленная система коллективной и национальной безопасности. Буквально на прошлой неделе, состоялось плановое заседание рабочей группы экспертов по борьбе с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретаря Совбеза ОДКБ. Результатом стали рекомендации продолжить регулярный обмен информацией в отношении иностранных граждан, причастным к международным террористическим организациям. Поддерживать своевременный обмен оперативными данными о планах членов МТО, организовать обмен опытом и результатами соответствующей работы. Другие итоги повседневной деятельности наших профильных силовых структур также периодически доводятся до общественности.
Недавно в КР была вскрыта и нейтрализована террористическая ячейка радикальной группировки Йакын Инкар. Большинство людей, посмотрев кадры задержания тех, кто агитирует за так называемый «всемирный халифат» понимают, что экстремистам нельзя доверять будущее страны и своих детей. Радикальные идеологии ведут в пропасть, а террористические структуры, даже те, которые пытаются называть себя государством, не имеют реальной перспективы и не смогут долго существовать.
Начиная с периода укрепления ИГИЛ на Ближнем Востоке, радикальные организации и их проповедники маскируют свою террористическую сущность под религиозными постулатами и демагогию о социальной справедливости. Определенный круг населения впитывает подобные нарративы, отправляют деньги, что сейчас непросто отследить. Отдельные из них вербуются в эти организации. Важно, чтобы общественное мнение по этому вопросу уверенно и непрерывно транслировало, в первую очередь, в адрес колеблющихся и часто малообразованных масс сигнал о том, что в здоровом социуме идеи радикализма и экстремизма неприемлемы, и не имеют ни малейшей перспективы. Данное направление является частью большой задачи по обеспечению информационной безопасности. Резюмируя сказанное, отмечу, что риски есть, и спецслужбы и правоохранительные органы работают с этими рисками совместно, и каждый на национальном уровне.
Разумеется, вокруг незавершенных войн и политических кризисов разной интенсивности, помимо терроризма и экстремизма сохраняется неблагоприятная атмосфера распространения незаконного оборота оружия, боеприпасов, наркотиков и деятельности трансграничных организованных преступных группировок. Наряду с этим, опасность представляет угрозы гибридного характера, инструментами которых являются санкционное давление на государства, стремление затормозить интеграционные процессы, а также информационные атаки на системы государственного управления ряда стран. С чем сталкивался и Кыргызстан.
Как видно, только названный мной и далеко не полный перечень вызовов и угроз требует адекватного, комплексного и эффективного реагирования. В контексте этого, значимость Организации договора о коллективной безопасности, как для государств-участников, так и для стран и международных организаций, заинтересованных в стабильности и мире только возрастает.
ОДКБ отстаивает принципы неделимости в целях обеспечения поступательного, экономического и политического развития, а также продвижения общих интересов и ценностей во благо народов наших стран. Сам процесс формирования и совершенствования системы коллективной безопасности является актуальным.
Касаясь начала председательства КР в организации должен напомнить, что приоритеты нашей страны расставлены таким образом, что на первом месте стоит политико-дипломатическое реагирование на угрозы, расширение связей с авторитетными международными организациями, в том числе ШОС и СНГ, и расширением взаимодействия с заинтересованными странами. Только в сочетании с данным комплексом мер видится дальнейшее укрепление военного потенциала и слаживание компонентов коллективных сил и реализация других мероприятий практической направленности по снижению вызовов и угроз в зоне действия организации.
Кыргызстан, как участник ОДКБ, добивается наращивания результативности плановых оперативно-практических мероприятий, таких как операция «Канал», «Прокси», «Нелегал», «Наемник». Основной задачей здесь является противодействие незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, недопущение использования информационных коммуникационных технологий в интересах международных террористических организаций, а также перекрытия каналов вербовки, въезда и выезда граждан наших государств для участия в террористической деятельности и нейтрализация ресурсной базы МТО.
Посредством учений «Рубеж», «Эшелон» и других, продолжится работа по формированию военной составляющей ОДКБ. Учитывая возрастающую актуальность обеспечения информационной безопасности, по инициативе нашей страны, в июне 2025 года планируется провести Международную конференцию по кибербезопасности. Особое внимание будет уделяться противодействию незаконному обороту наркотиков, взаимодействию в сфере биобезопасности, а также предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в рамках работы координационных советов.
Используя комплексный подход и системность, кыргызская сторона при тесном взаимодействии и поддержке партнеров по Организации приложит все усилия по реализации заявленных приоритетов на период председательства, а также других задач в интересах укрепления и развития ОДКБ.
В этом году в Кыргызстане будет проведена встреча координационного совета стран ОДКБ по биобезопасности. В год председательствования в Организации договора коллективной безопасности у нас будет проведено 18 мероприятий. Планы подготовки уже готовы и доведены до сведения госорганов. Год завершится проведением саммита в ноябре. Кыргызстан достойно продолжает свое членство в этой Организации.
И я хочу отметить, что нельзя противопоставлять ОДКБ и ОТГ. Турция не пытается продвигать интересы НАТО в рамках тюркского объединения. Анкара дает себе отчет, что страны объединились в Организацию тюркских государств не для того, чтобы менять политический курс. Там другие – культурные, гуманитарные, языковые ценности.
Если Турция сейчас ведет какие-то свои игры, то она отстаивает свои национальные интересы, как и любая страна, в том числе и Россия, и ближайшие соседи Сирии. И Иран, и Израиль. Там есть интересы и у США. Там идут какие-то глобальные противостояния, в которые Кыргызстан, учитывая наши возможности, естественно, не вовлечен. И мы не собираемся вовлекаться в эти игры.
Давайте говорить откровенно. Уже три года проходит специальная военная операция на территории Украины, мы официально своих военнослужащих и свои ресурсы туда не отправляем. Это к чести России, которая, как наш стратегический партнер на этом не настаивает, и даже не просила этого делать. Видимо Россия сама справится с этой задачей.
Если внешние силы будут угрожать другим странам, т.е. если они столкнутся с внешней агрессией, конечно, по уставу ОДКБ мы будем отражать их совместными усилиями. Как вы помните, в январе 22-го года коллективные силы ОДКБ вошли в Казахстан по просьбе руководства Казахстана.
ОДКБ продолжает играть ключевую роль в обеспечении нашей внешней безопасности. Мы эту позицию четко выработали, мы на этом стоим. Главную роль в этой Организации, с учетом взносов, количества сил и технической составляющей, конечно, играет Россия – наш союзник и главный стратегический партнер. Этой позиции мы придерживаемся в нашей стране, - добавил М. Иманкулов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320