Ой Ордо
30.04.2024

Марат Иманкулов: «Проблемы водных ресурсов вызывают уже не озабоченность, а сильную тревогу»

По словам секретаря Совета безопасности Кыргызстана, загрязнение и истощение гидроресурсов становится одной из важнейших проблем, требующих принятия незамедлительных мер для сохранения воды не только в Кыргызстане и Центральноазиатском регионе, но и на глобальном уровне.

Об этом М. Иманкулов рассказал в Бишкеке во время международной конференции: «Дефицит гидроресурсов в ЦА: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с ОФ «Green Energy» и Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

В своем выступлении он отметил, что практически у всех народов мира имеются поговорки или пословицы, суть которых заключается в том, что вода – это источник жизни. Сама история человечества показывает, что жизнь и дальнейший ее расцвет происходил именно у источников воды. Доступ к водным ресурсам способствовал прогрессу практически во всех областях жизнедеятельности того или иного государства, народа.  Без воды невозможен не только прогресс общества, но и сама жизнь человека.

«Именно поэтому обсуждаемая сегодня проблематика имеет важнейшее и приоритетное значение для жизнедеятельности народов наших стран. Я рад, что проблема сохранения и развития водных ресурсов обсуждается не только на уровне государственных органов, но и научным и гражданским обществом. Полагаю, что, только объединив наши усилия, мы сможем найти правильные решения и активно реализовать их в своей работе и жизни.

Практически все эксперты и международные организации в своих прогнозах приходят к неутешительному выводу, что в ближайшие 25-30 лет человечество столкнется с глобальной проблемой нехватки питьевой воды.

К 2050 г. на планете будет достаточно гидроресурсов для обеспечения потребностей девятимиллиардного населения. Однако, водные ресурсы будут распределены неравномерно.

Чрезмерная деградация окружающей среды и изменения климата приведут к их сокращению во многих развивающихся странах. Об этом предупреждает Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и Всемирный водный совет.

Организация Объединенных наций в своих докладах и экспертных оценках отмечает, что если не принять меры по сохранению водных ресурсов уже сейчас, то к 2050 г. более 5 млрд. человек будут иметь проблемы с доступом к воде.

Аналитики Всемирного банка прогнозируют, что к 2050 г. на фоне роста населения в Центральной Азии до 90 млн человек, дефицит воды составит 25-30%. При этом потребность в водных ресурсах, используемых для земледелия, может возрасти на 30% уже к 2030 г. Это также негативно отразится на экономических показателях и уровне доходов граждан. Уже сейчас, по данным ООН, из-за дефицита и неэффективного использования водных ресурсов страны ЦА ежегодно теряют до $ 2 млрд.

В настоящее время основными вызовами для Кыргызстана являются:

– сокращение доступной чистой воды питьевого качества;

– высокий износ водохозяйственной инфраструктуры;

– проблемы трансграничного вододеления;

– не завершенность реформирования системы управления водных отношений.

Существует еще ряд других проблем, которые также влияют на водную безопасность страны. На сегодняшний день весь мир столкнулся с резкими климатическими изменениями, которые затронули весь мир. Там, где раньше была пустыня, зацвела трава, а там, где всегда шли дожди, наступила засуха.

Аномальная жара и аномальное количество выпадение осадков, небывалые морозы в Казахстане, паводки и засуха, все это приводит к масштабным экологическим катастрофам.

За последние годы в Центральноазиатском регионе наблюдается аномально жаркая погода, которая приводит к засухе и «выгоранию» урожая, малое количество выпадения снега в зимний период в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане существенно влияет на запасы водных ресурсов и ледников, что соответственно влияет на всю Центральную Азию.

По информации Кыргызгидромета при Министерстве чрезвычайных ситуаций КР, по состоянию на 2013-2016 годы всего на территории Кыргызстана насчитывалось 9 957 ледников общей площадью 6 683,1 кв. км. В то же время, по каталогу ледников СССР (1940-1970гг.) на территории Кыргызстана располагалось 8 166 ледников, суммарной площадью 7 945 кв. км.

Из этих статистических данных, наглядно видно, что за последние 50-70 лет площадь оледенения в стране сократилась на 1 262,3 кв. км, это 16% всего оледенения.

Это данные по площади ледников за 2016 год, так как с тех пор данные не обновлялись и сейчас работа в этом направлении проводится. В частности, на сегодняшний день Кыргызгидромет обновил каталог ледников по бассейнам рек Талас и Асса. Если в 1940-1970 гг. площадь ледников в бассейнах этих рек составляла 160,1 кв. км, то по итогам 2023 г. она сократилась почти в 2,5 раза и составила всего 61,4 кв. км. Судя по выявленной тенденции сокращения ледниковой площади, оледенение в бассейнах реки Асса и Таласа может исчезнуть к 2050-2060 гг.

Не лучше ситуация и по ледникам, расположенным на хребте Тескей Ала-Тоо в бассейне реки Турген-Аксу, хребте Кыргыз Ала-Тоо в бассейне реки Ала-Арча, хребте Памир-Алая (Кыргызстан) в бассейне реки Көк-Суу и хребте Ак-Шыйрак в бассейне реки Малый Нарын. На данных ледниках за последние 5 лет в основном идет отрицательный баланс массы. В целом за 5 лет среднегодовой баланс массы данных ледников составил минус 0,59 массы в водном эквиваленте.

Как показывают официальные статистические данные, ситуация с ледниками в Кыргызстане вызывает уже не озабоченность, а сильную тревогу и требует от нас всех принятия экстренных мер и действий уже сегодня.

Относительно грунтовых/поземных вод хотел бы отметить следующее, что всего по Кыргызстану 201 месторождение пресных подземных вод с общими прогнозными запасами 30 млн 441,4 тыс. кубометров в сутки и эксплуатационными запасами по промышленной категории А, В и С в объеме 25 млн 447,8 тыс. кубических метров в сутки.

Всего в Кыргызстане имеется 14 408 водозаборных скважин, из них:

– рабочих – 3 269, что составляет 22, 6 %;

– не пригодных – 4 183 или 29,0 %;

– не обследованных – 4 384 (30,4 %);

– законсервированных – 1 634 (11,3 %),

– резервных – 377 (2,6 %);

– самоизливающихся – 561 (3,9 %).

Как мы видим, в надлежащем состоянии находится меньше 23 % водозаборных скважин, в то время как почти каждая третья скважина неисправна. Это создает дефицит поливной и питьевой воды в стране.

Другой проблемой для развития ирригации и инфраструктуры водоснабжения регионов страны является то, что земли водоохранных зон в стране должным образом не охраняются. На данных территориях за последние 20-30 лет возведены различные сооружения. Это создало препятствия для нормального функционирования ирригационного и другого оборудования и в целом для всей инфраструктуры водоснабжения.

Чаще всего случаи несоблюдения водоохранных зон (полос) водных объектов, характерны для густонаселенных территорий – городов Бишкек и Ош, а также Сокулукского и Аламединского районов Чуйской области.

В частности, на берегах рек Аламедин, Ала-Арча, магистральных и межхозяйственных оросительных каналов наблюдается грубое нарушение требований законодательства о водоохранных зонах и водных объектах в Кыргызской Республике, там построены различные капитального строительства, объекты общественного питания и автосервисы.

Известны случаи, когда водные участки сдаются в аренду районными, областными управлениями водного хозяйства и органами местного самоуправления. Водоохранные полосы Большого Чуйского канала (БЧК) и других водных объектов уменьшены со 100 до 5 метров, а в некоторых местах вплотную до берега канала.

Это все является следствием того, что до настоящего времени размеры водоохранных полос и водоохранных зон некоторых водных объектов не определены и не утверждены в установленном законом порядке.

Нарушение работы ирригационных и других систем водоснабжения оказывает существенное негативное влияние на продовольственную безопасность.

Дополнительными негативными факторами, влияющими на сохранность источников питьевой воды, являются:

– использование питьевой воды для полива огородов, мойки автомашин и использования для слива продуктов жизнедеятельности в канализацию, а также для других технических нужд на производствах, где можно применять техническую воду и создавать вторичные и троичные циклы использования воды;

– износ и устаревание систем водообеспеченния в городах и крупных населенных пунктах, отсутствие своевременного и капитального ремонта данных систем. Из-за частых аварий вода тысячами кубометров разливается на дороги, протечка неисправных кранов, труб и так далее в итоге просто провоцирует потерю воды чистой питьевой воды в промышленных масштабах.

На сегодняшний день есть также небольшие проблемы трансграничного вододеления. На территории нашей страны берут начало наиболее крупные трансграничные реки Центральноазиатского региона – Амударья, Сырдарья, Чу, Талас, Тарим, Каркыра, обеспечивающие водой Кыргызстан и соседние государства: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Китай.

До 1991 г. конфликтные ситуации между странами Центральноазиатского региона при использовании трансграничных водных ресурсов практически отсутствовали, поскольку водные ресурсы рассматривались как общегосударственная собственность.

После 1991 г. многие природные ресурсы оказались на территории отдельных суверенных государств, связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены.

На повестку дня встал вопрос по разработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также необходимости пересмотра и переоценки нормативных актов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов.

Наиболее остро проблема распределения и использования трансграничных водных ресурсов обозначилась в бассейне Аральского моря, что и привело в конечном итоге к его высыханию.

К сожалению, отдельные проблемные вопросы использования водных ресурсов государствами ЦА остаются по-прежнему нерешенными и зачастую становятся предметом разногласия во взаимоотношениях суверенных государств, в том числе из-за нерешенности вопросов компенсации за использование водных ресурсов.

Основными нормативными документами, регулирующими деление стоков и распределение водных ресурсов между Кыргызстаном и сопредельными государствами являются:

– Положение о делении стока реки Талас от 1983 г;

– Положение о делении стока в бассейне реки Чу от 1983 г.;

– Протокол по межреспубликанскому распределению стока малых рек Ферганской долины от 1981 г.;

– Соглашение между Службой водных ресурсов при РУз Узбекистан о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам от 2022 г.;

– Соглашение между Кабинетом Министров КР и Правительством РУз о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища от 2022 г.

Основные межгосударственные соглашения по вододелению стоков рек были заключены еще при Советском союзе. В частности, по соглашение от 1983 г. между Киргизской ССР и Казахской ССР, деление стока реки Талас между двумя государствами было определено в равной доле по 50 %. Относительно деления стока вод в бассейне реки Чу было определено 52 % для Киргизской ССР и 48 % для Казахской ССР. По стокам малых рек Ферганской долины между Киргизской ССР и Узбекской ССР в различных процентных соотношениях.

После распада СССР страны Центральной Азии столкнулись с различными проблемами регулирования и использования водных ресурсов. Каждое государство вырабатывало свои позиции по данному вопросу, отвечающие национальным интересам и заявляло о них на международных встречах. Конечно, каждый хотел бы получать больше воды для себя.

Кыргызстан находясь у истоков формирования рек, тем не менее всегда строго придерживался соблюдения ранее заключенных межгосударственных соглашений исходя в первую очередь, из принципа добрососедства и сотрудничества.

Как отметил в своем интервью Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров: «Мы думаем не только о себе, но и о своих соседях. Так как мы вечные соседи, мы должны думать о самых важных вопросах. И абсурдно рассуждать, что «мы во главе воды и воды не дадим». Мы все братские народы, и во многом зависим друг от друга».

Считаю, что в настоящее время возникла острая необходимость в активной региональной интеграции совместного сотрудничества между государствами по вопросам воды и изменения климата.

Продвижение своих позиций в данном вопросе и отстаивание национальных интересов возможно только при открытых диалогах и активном участии всех стран в данных обсуждениях, так как практически все водные артерии в Центральной Азии являются взаимозависимыми и взаимосвязанными.

После тщательных обсуждений и нахождения взаимоприемлемых компромиссов должны быть пересмотрены межгосударственные соглашения с учетом текущей ситуации и заключены новые договоренности на взаимовыгодных условиях по товарообмену электроэнергий и водообеспечением.

Сейчас между различными государственными органами, научными сообществами и гражданскими институтами Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и других стран ЦА идут серьезные обсуждения, высказываются различные мнения и предложения, направленные на минимизацию угроз и преодоление существующих проблем.

Но этого не достаточно. Я думаю, назрела необходимость всем государствам Центральной Азии сесть за стол переговоров с абсолютным пониманием того, что мы делаем исключительно общее дело, и принять совместные планы незамедлительных действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Необходимо усилить, национальные и региональные инициативы, направленные на развитие трансграничного сотрудничества посредством нахождения общих взаимовыгодных экономических решений.

Отдельно следует отметить проблему, возникшую в результате строительства канала Куштепа в Афганистане, которое началось в марте 2022 г. Его протяженность составит от 285 до 340 километров. По информации талибской администрации, канал будет построен в два этапа без технической и финансовой поддержки извне, и ежегодно он будет забирать из Амударьи 10 куб. км воды.

Учитывая средний многолетний сток Амударьи в 70 кубокилометров, забор 10 станет очень чувствительным для стран ниже по течению. Особенно это может затронуть интересы Узбекистана и Туркменистана, которые могут потерять до 15% оросительной воды из главной реки региона, а с учетом периодов маловодья, которые все чаще и чаще случаются, последствия могут быть еще губительнее.

Имеются отдельные вопросы к технологии строительства канала, если не соблюдать все нормативы, то в результате при запуске в полную мощь канала, забор воды в реке Амударья в результате потерь может составить до 20-30 %, а это уже может привести к катастрофе.

Уменьшение воды в Амударье неизбежно приведет к увеличению забора воды для сельскохозяйственных и других нужд из Сырдарьи, что опять же породит проблемы с нехваткой воды для других регионов и как следствие может привести к локальным конфликтам на данной почве.

Уже сейчас прогнозируется, что в ближайшее 10-20 лет в результате проблем с доступом к воде произойдет вынужденная миграция, которая затронет до 3 млн человек. В случае ухудшения ситуации с уровнем воды в реках Амударья, Сырдарья и других, в том числе внутренних рек Кыргызстана этот показатель может кратно увеличится.

Это лишь небольшая часть основных проблемных вопросов Кыргызстана и Центральноазиатского региона в сфере использования водных ресурсов. Но даже эта малая часть наглядно показывает, что в сфере водопользования существуют огромные проблемы, которые требуют незамедлительных действий для снижения рисков и угроз.

Безопасность водных ресурсов связана с обеспечением не только продовольственной безопасности, на которую она влияет самым прямым и непосредственным образом, но и энергетическую безопасность региона и другие отрасли экономики и, в целом, несет в себе значительные риски для национальной безопасности страны.

Полагаем, что для решения всех описанных проблем уже сейчас необходимо принимать неотложные меры, направленные на:

– обеспечение защиты ледников, подземных и грунтовых вод их развитию и рациональному использованию;

– восстановление системы Государственного водного кадастра и ее адаптации к современным вызовам и настоящим реалиям;

– цифровизацию водохозяйственной инфраструктуры, чтобы усовершенствовать механизмы учета водных ресурсов КР, в том числе для своевременного мониторинга и прогнозирования использования воды;

– продолжение инициирования разработки и принятия многостороннего регионального документа по водным отношениям между странами ЦА на основе равного партнерства, добрососедства и рационального распределения водных ресурсов региона на взаимовыгодной основе;

– внедрение по всей территории республики системы бассейновых советов, разработка и утверждение бассейновых планов, а также строительство бассейнов суточного и декадного регулирования для сбора талой воды, что в свою очередь позволит более рационально регулировать отпуск водных ресурсов;

– переход на водо- и энергосберегающие технологии, путем привлечения в данные сектора экономики как можно больше инвесторов, как отечественных, так и зарубежных;

– активное внедрение технологий капельного орошения, при котором вода подается непосредственно в прикорневую систему растений;

– повсеместную практику установления датчиков движения для кранов, которые позволят воде течь только в случае необходимости – это позволит уменьшить потребление воды на 30-40 %;

– повышение эффективности работы всех водохозяйственных сооружений, а также реконструкция, восстановление, модернизация и запуск в работу оросительных, дренажных систем (ирригационных систем) и водозаборных скважин по всей республике;

– развитие международного научно-практического сотрудничества между странами Центральноазиатского региона и другими странами для внедрения современных знаний и технологий во всех видах деятельности, связанных с использованием вод для сокращения антропогенной нагрузки на водные ресурсы.

Эти и многие другие своевременные решения в сфере использования водных ресурсов помогут нам сохранить их для наших потомков».

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320