Поможет в этом единый рынок нефтепродуктов ЕАЭС. Правда, эксперты уверены, что это не обеспечит снижение цен на бензин или дизельное топливо
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил проект решения Высшего Евразийского экономического совета «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» c 2025 года. Об этом говорится в информации, опубликованной ЕЭК.
Документ содержит более полусотни мероприятий — от гармонизации законодательства стран союза в нефтяной сфере до разработки программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов и клиринговых организаций, необходимых для осуществления подобных манипуляций с нефтью и нефтепродуктами.
Данная инициатива рассматривалась в ЕЭАС с начала 2015 года. Однако Белоруссия, Казахстан и Россия так не смогли прийти к единому решению по ценовой политике.
Кыргызстан же заинтересован в скорейшем формировании единого рынка ГСМ, учитывая, что республика полностью зависит от поставок «черного золота» из России – единственного на данный момент поставщика, как переработанной, так и «сырой» нефти. Между тем, от систематичности импорта нефти обеспечение бесперебойной работы трех крупных нефтеперерабатывающих предприятий Кыргызстана – двух на севере страны - «Джунда» и Токмакский и одного на юге. На сегодняшний день НПЗ «Джунда» в Кара-Балте работает лишь на 10 процентов своей мощности, в Джалал-Абаде – на 20.
Договор между Кыргызстаном и Россией по беспошлинным поставкам сырья и ГСМ в республику подписан в 2016 году. Согласно соглашению, российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины в отношении товаров для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, поставляемых из РФ к КР.
Представители Ассоциации нефтретрейдеров Кыргызстана подчеркивают значимость сотрудничества с Россией в этой сфере, а также необходимость формирования единого евразийского рынка, но отмечают, что ожидать снижения стоимости ГСМ для граждан все же не стоит.
- Все дело в разной налоговой политике стран-членов экономического объединения. Конечно, если только до этого момента они не будут унифицированы. Цены на ГСМ в Кыргызстане напрямую зависят от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов России. Плюс влияние на цены оказывает стоимость транспортировки ГСМ железнодорожным транспортом из России до границы страны через территорию Казахстана, а также налоги. В России больше половины стоимости бензина и дизельного топлива занимают именно налоговые отчисления, - отметил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов.
По его словам, формирование единого евразийского рынка нефти и нефтепродуктов откроет перед Кыргызстаном больше перспектив. Прежде всего, это доступ к свободной транспортировке нефти не только из России, но и из Казахстана. Ведь, запрет, который сейчас существует по экспорту нефти и ГСМ в соседнем государстве, согласно новым обязательствам, будет снят.
- При формировании общего рынка потребности нашей страны в топливе, которые составляют порядка одного миллиона тонн в год, могли бы обеспечить собственные производственные мощности двух отечественных нефтеперерабатывающих заводов –Токмакский готов перерабатывать 400 тысяч тонн сырой нефти в год, «Джунда» - вдвое больше. Кроме того, крупные нефтетрейдеры республики получат возможность ввозить не только ГСМ, но и сырую нефть, - подчеркнул Кулов.
Но самое главное, что выиграет от единого рынка республика – это доступ к биржевым торгам, которые позволят формировать объективную ценовую политику на сырье и ГСМ. Кроме того это позволит Кыргызстану не зависеть от «настроений» соседей.
- Мы перестанем быть зависимы не только от цен определенных заводов РФ, но и от «прихотей» соседей. Не будет дефицита топлива, значит, фермеры проведут агротехнические мероприятия без сбоев. Да и население не будет ощущать дефицита ГСМ, который, как правило, влечет за собой повышение его стоимости , - подытожил директор Ассоциации нефтетрейдеров КР.
Формирование единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС откроет Кыргызстану доступ к электронным торгам, на которых члены союза смогут устанавливать для покупателей свои условия поставок, а последние, в свою очередь, выбирать для себя приемлемые цены. Кроме того, будет обеспечена прозрачность процесса продажи и поставок, столь необходимую для роста доверия между государствами в рамках евразийской интеграции.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320