СМИ в Италии и других странах ЕС высоко оценили саммиты в Самарканде и Астане, определив Центральную Азию как стратегически важный регион
Об этом во время круглого стола: «Геополитика или экономика: плюсы и минусы формата Центральная Азия +1», организованного ЦЭИ «Ой Ордо», рассказал политический обозреватель Пьетро Фиокки (Италия).
- В текущем году состоялись саммиты «Центральная Азия + Европейский Союз» и «Центральная Азия + Италия». После долгого перерыва часть западного мира вспомнила о стратегическом потенциале Центральной Азии. Британцы и американцы никогда об этом не забывали…
Пять стран Центральной Азии являются независимыми уже более тридцати лет, имеют свою собственную историю, богатую интересными фактами и событиями, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, со всеми ее региональными организациями и соответствующими взглядами на современность и перспективы на будущее.
К сожалению, за три десятилетия мы почти ничего не читали об этих реалиях в итальянских и европейских СМИ, за исключением некоторых случаев, когда речь шла о природных ресурсах Казахстана, о негативных ситуациях с мигрантами из стран региона в Россию, о фактах терроризма и стратегической выгоде для иностранных военных баз на территории отдельных стран ЦА. В целом такая информационная повестка о регионе выглядит очень упрощенной. Она не соответствует реальной значимости Центральной Азии с точки зрения важных преобразований в социальной, институциональной и экономической сферах. Поэтому если мы попробуем спросить в Италии или другой стране ЕС на улице, где находятся Бишкек, Душанбе, Астана, то мы можем разочароваться.
При сотрудничестве со странами Запада, особенно в сфере экономики, государства Центральной Азии не должны повторить негативный пример некоторых стран Африки. Странам региона необходимо осознавать свою ценность, самостоятельно определять условия и стратегии для достижения реальной независимости в выстраивании направлений внешнеполитического сотрудничества.
Решения о средствах и стратегиях достижения этой фундаментальной независимости, с учетом международного взаимодействия должны формироваться исключительно гражданами Центральной Азии. Вероятно для того, чтобы формат сотрудничества «Центральная Азия + 1» был полезен, странам региона нужны более широкие рамки программных принципов, необходима основополагающая Хартия Центральной Азии, как субъекта, и это не зависит от того, принадлежат ли все пять стран к одним и тем же региональным организациям.
Точно так же лидерам государств региона следует учитывать, что в рамках «Центральной Азии + 1» или других форматов международного сотрудничества, нельзя допускать, чтобы это взаимодействие было в интересах только одного государства в ущерб другим или негативно влияло на региональное единство и сплоченность. Необходимо определить, каковы ценности и основополагающие принципы Центральной Азии как субъекта, что является предпосылкой для сплочения и определения общего пути, что позволит четко понять, в каких пределах и с какими целями вести переговоры с иностранными партнерами, какими бы они ни были.
Автономия и независимость в принятии решений, касающихся национальных интересов государств Центральной Азии, являются основными инструментами для реализации этого процесса. Их основой должны стать финансовая и экономическая мощь, используемая и распределяемая в интересах народа, что является единственной гарантией реального долгосрочного развития.
В этом направлении важно создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, а также привлечения наряду с местными иностранных специалистов в проекты не только в области инфраструктуры, но и в области инноваций, особенно связанных с ИИ, новыми технологиями и производством энергии. Для этого также необходима сильная банковская и финансовая система, организованная таким образом, чтобы облегчать ведение бизнеса и, прежде всего, быть защищенной от санкций, как существующих, так и возможных.
В 2008 году Бишкек выдвинул идею создания собственного банка Шанхайской организации сотрудничества. Несколько недель назад это предложение, выдвинутое семнадцать лет назад, было принято и подтверждено в ходе последнего саммита ШОС, одним из основателей которой является именно Кыргызстан. Сейчас ситуация с инвестиционной повесткой ШОС может радикально измениться, и это представляет собой шанс для Центральной Азии. В первую очередь, для Бишкека, где было бы целесообразно разместить штаб-квартиру данного банка. Кыргызстан всегда умел находить равновесие и оставался верным своей политической философии многовекторности в сотрудничестве.
Нынешней курс внешней политики Кыргызстана направлен на укрепление позиций Центральной Азии, как стратегически важного региона. В этих процессах Бишкек мог бы сыграть ключевую роль в поддержании баланса между противоречивыми интересами иностранных держав, нацеленных на Центральную Азию, - поделился своим видением Пьетро Фиокки.
По его словам, Кыргызстан может стать надежным мостом в развитии сотрудничества между Востоком и Западом.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320