Экономика
02.09.2020

Кыргызстан изменил стратегию управления госдолгом

Власти республики намерены наращивать внешний долг, но на новых условиях

По оценкам экспертов, особенности текущей внешнеэкономической конъюнктуры и последствия распространения COVID-19 привели к сокращению объёмов денежных переводов трудовых мигрантов в республику, к снижению уровня экспорта, нанесли серьезный удар по малому бизнесу и занятости населения в целом. Для того, чтобы компенсировать ситуацию, власти Кыргызстана будут вынуждены привлекать в госбюджет дополнительные средства в виде кредитов, что, по мнению аналитиков, в итоге приведет к тому, что обслуживание госдолга вырастет до 10,9 процентов ВВП по сравнению с 4,5 процента в 2019 году.

Согласно данным Министерства финансов КР, за шесть месяцев 2020 года внешний и внутренний долг государства в совокупности вырос на 200 с лишним миллионов долларов и составил 4 миллиарда 774 миллиона долларов. При этом размер внешнего долга достиг рекордного показателя за последние 2,5 года – 4 миллиарда 106,7 миллиона долларов.

Из-за пандемии Кыргызстан столкнулся с проблемой выделения средств, которые ежегодно тратятся из госбюджета на обслуживание внешнего долга.

В апреле этого года в телефонном разговоре с председателем КНР Си Цзиньпином вопрос о пролонгации и облегчении по выплате внешнего долга обсуждал президент КР Сооронбай Жээнбеков.

В августе с просьбой рассмотреть вопрос о пересмотре графика погашения долга Кыргызстаном перед КНР, в связи с тем, что экономика КР серьезно пострадала из-за пандемии коронавируса, к своему китайскому коллеге обратился министр иностранных дел республики Чингиз Айдарбеков.

Сообщается, что по результатам проведенных переговоров достигнуты соглашения о временной приостановке выплат.

Очевидно, что рост объема долга приведет к новым трудностям при его обслуживании. В этой связи правительством КР была разработана новая стратегия по управлению госдолгом на 2020-2023 годы.

Вкратце об изменении кредитной политики государства в интервью «Биринчи Радио» рассказал президент Сооронбай Жээнбеков. Он напомнил, что подошло время, когда Кыргызстан должен выплатить долги, полученные 10-15-20 лет назад, а также тяжелые кредиты сроком на 5 лет.

«Мы непрерывно ведем переговоры по их пролонгации. Мы меняем нашу кредитную политику. Прекращаем брать краткосрочные кредиты на 5 лет. Нам необходимо облегчить бремя внешнего долга. Поэтому мы предпочитаем получать льготные кредиты и особенно гранты. Мы работаем в этом направлении», - заявил глава государства.

Согласно новой стратегии правительство КР намерено продолжить наращивать внешний долг, т.к. новые заимствования, по мнению авторов документа, необходимы, но привлекаться они будут «на наиболее приоритетные программы и проекты, которые будут содействовать экономическому росту республики».

Что касается заимствования средств через выпуск и размещение на внешних финансовых рынках облигаций в иностранной валюте, то учитывая текущие размеры внешнего долга и во избежание потенциально высоких издержек и рисков, правительство не намерено применять данный механизм.

Для диверсификации портфеля внешнего долга и сокращения потенциальных рисков, связанных с концентрацией внешнего долга у одного заемщика, новая стратегия устанавливает 50-процентный лимит на задолженность перед одним кредитором.

По мнению экономиста, экс-директора института центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества Кубата Умурзакова, это очень важный момент. На данный момент к этому пределу максимально подошел Эксимбанк Китая, на долю которого приходится 43,2 процента внешнего долга Кыргызстана.

- Мы очень много должны Китаю, поэтому разумно ввести ограничения и перестать брать у него займы. Доноров в мире много, и по тем или иным направлениям найти какую-то альтернативу китайским деньгам вполне реально, - поделился с «Регион.kg» своим мнением эксперт.

Еще один пункт новой кредитной стратегии предполагает, что Кыргызстан будет брать новые кредиты только если грант-элементы в них будут составлять минимум 35 процентов от общей суммы займа, что касается и реализации проектов государственных инвестиций за счет займов из нескольких источников.

Как отметил Кубат Умурзаков, это давняя международная практика, которая порой достигает 50-процентного минимума льготности.

- Идею получения кредитов с грант-элементом нам подсказали сами доноры, потому что у нас нередко возникают проблемы погашения прошлых невыгодных кредитов. Доноры видят, что наш долг неминуемо растет, а когда приходит время выплат, мы вынуждены просить о реструктуризации долга, и время от времени какую-то часть долга нам безвозмездно списывают. Другой вопрос, что не все заемщики готовы работать на таких условиях. Поэтому одна из основных задач и прямая обязанность нашего правительства работать в этом направлении и искать выгодные кредитные условия, - подчеркнул экономист.

Отвечая на вопрос, какую выгоду при таких условиях могут получать кредиторы, собеседник «Регион.kg» сказал, что доноры, и прежде всего, международные финансовые институты, не ищут выгоды от кредитования развивающихся стран в прямом смысле этого слова.

- Их задача – оказать эффективную помощь, а не заработать на бедных странах. Они считают своей выгодой обеспечение и продвижение общемировых ценностей, решение общемировых проблем, таких, как например, экология, а также сокращение отставания бедных стран от развитых. Если Кыргызстан будет развиваться, то через какое-то время ему нужно будет меньше кредитов и донорской помощи, мы сами сможем обеспечивать свое развитие, - рассказал Кубат Умурзаков.

Между тем, давно известно, что, выделяя кредиты или гранты, доноры сопровождают их целым набором наставлений и рекомендаций, а порой и прямых указаний по проведению тех или иных реформ и преобразований в различных сферах жизнедеятельности государства-получателя, что зачастую не только не приводит к улучшениям, но и оказывает противоположный эффект.

Так, за 29 лет независимости, следуя советам экспертов различных международных структур, Кыргызстан не просто не достиг больших результатов в экономическом развитии, но и безвозвратно утратил целые отрасли.

- Конечно, не всегда и не все рекомендации, которые дают доноры вместе с деньгами, оказываются эффективными для нас. Иногда они не учитывают наши реалии, а потому не работают. Но я не думаю, что это делается целенаправленно, - отметил эксперт.

По его прогнозам, в ближайшие пару лет ситуация с внешним долгом в Кыргызстане будет ухудшаться, т.е. он будет расти.

- Восстановление экономики и ее выход хотя бы на прежние уровни произойдет не скоро, поэтому дефицит бюджета будет только увеличиваться. Сейчас мы пытаемся закрывать его за счет доноров, тоже самое будет происходить и в следующем году. Возможно, разрыв будет не таким большим, как в этом году, но он все равно будет, поэтому мы неизбежно будем брать все больше и больше займов, - добавил собеседник «Регион.kg».

По прогнозам экспертов, госдолг Кыргызстана к концу текущего года может приблизиться к пяти миллиардам долларов. Согласно базовому сценарию Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), к декабрю 2020 года государственный долг республики может увеличиться на 3,19 и составить 65,3 процентов к ВВП.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320