Игорь Шестаков, политолог, руководитель Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», член Совета по вопросам миграции при спикере парламента КР:
«Безусловно, эмоциональные призывы разных политиков из РФ снять безвизовый режим со странами ЦА объяснимы и понятны. Да, в России случилась страшная беда, в чудовищном теракте обвиняются и жители региона. Отсюда и эмоциональные оценки, и заявления. Но давайте все-таки не забывать, для чего и с какой целью создавался ЕАЭС.
Во-первых, это было желание постсоветских республик поддержать бизнес и экономики своих стран. Во-вторых, были инициированы, в том числе и Россией, такие важные преференции, как свободное перемещение людей в рамках стран – участниц ЕАЭС. Поэтому на Евразийский союз надо смотреть шире – здесь возможности не только жителей ЦА работать в России, но и наоборот.
И важно, что в рамках этого союза заработал безвизовый режим, который значительно упрощает гражданам процесс трудоустройства, поиска жилья, адаптации в другой стране. Я это говорю к тому, что создание ЕАЭС было долгим и трудным процессом – согласовывались все моменты, наконец, изучались возможности стран. Все это происходило с участием не просто чиновников и депутатов, активное участие принимали первые лица государств-участников, а также эксперты и ученые.
Поэтому могу сказать, что в основе безвизового режима лежала потребность экономик в рабочей силе, их скорейшей интеграции в производственный процесс. Разумеется, потребности экономики РФ сыграли не последнюю роль.
Теперь о другом, о том, что могут и не знать чиновники, принимающие решения… Кыргызстан стал активным участником ЕАЭС в 2015 году, когда в республике происходила активная смена власти. Были и у нас «горячие головы», которые утверждали, что «у Кыргызстана свой путь в сторону Запада».
Так вот, Кыргызстан стал страной – участницей ЕАЭС благодаря именно жителям республики, так называемому действующему принципу «народной дипломатии», той «мягкой силе», которая и потребовала от властей участие страны в экономическом союзе. Почему?
Кыргызстанцы увидели не просто мифические перспективы возрождения «СССР 2», а, что называется, осознали реальную пользу. Бизнес увидел ее «в свободном движении товаров», а население – «в свободном перемещении». Да, с одной стороны, появлялась уверенность в завтрашнем дне, с другой – в отличие от ЕС, где существует жесткий регламент, связанный с получением визы и правилами пребывания в Европе, ЕАЭС давал и дает право всем находиться в любой стране (участников союза) без таких документов.
Я не буду вдаваться сейчас в экономическую составляющую ЕАЭС – статистики и аналитики на этот счет много, заявлений тоже хватает. Наш евразийский союз движется в торгово-экономическом плане вперед, развивая экономики. Попытки Запада санкциями затруднить этот процесс провалились. Очевидно, следующий этап должен заключаться в создании некой идеологии, которая объединит всех и, главное, задаст вектор развития на будущее.
А сейчас важно понять, каким образом осуществляется подбор работников, как распределяются квоты и где в итоге оказываются приглашенные трудовые мигранты… Но это вопросы к профильным российским ведомствам, и они не связаны с «безвизом» – правом работать в любой стране ЕАЭС. Это также вопрос и к ЕЭК, в составе которого есть департамент по вопросам миграции, где работают представители всех стран союза. Но чем там заняты в плане усовершенствования миграционных механизмов, увы, абсолютно неизвестно».
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320