Положение на кыргызско-таджикской границе в Баткенской области беспокоит и граждан за рубежом. 12 января 2020 года МОО «Кыргызское единение», совместно с жителями приграничных районов, которые работают в России, приняли обращение на имя Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова с требованием разрешить эту ситуацию, в которой страдает население приграничных населенных пунктов
В этом обращении представители кыргызской диаспоры в России просят президента Кыргызстана о следующем.
Во-первых, ввести особый правовой статус проживающим на кыргызско-таджикской границе. Во-вторых, разрешить социально-экономические проблемы населенных пунктов, которые прилегают к границе. В-третьих, разрешить, наконец, вопрос делимитации и демаркации границы. В-четвертых, выделить специальную квоту на поступление в высшие учебные заведения для населения, проживающего в приграничных районах. В-пятых, создать условия для несения службы пограничниками. В-шестых, разрешить многочисленные земельные вопросы в приграничных районах. В-седьмых, покончить с контрабандой нефтепродуктов в соседние страны через слабо охраняемую кыргызско-таджикскую границу.
Представители диаспоры просят Жээнбекова взять эти вопросы под свой личный контроль и добиться выполнения этих требований. Под обращением собрано 50 подписей и оно уже отправлено в адрес Администрации Президента КР.
Это одна из больших и важных проблем Кыргызстана — отсутствие четко установленной оборудованной и охраняемой границы с Таджикистаном. Из 970 км кыргызско-таджикской границы делимитированы в настоящий момент только 504 км. Делимитация означает определение общего положения и направления государственной границы между двумя государствами. По итогам переговоров составляется карта, на которую наносится положение границы, и она утверждается специальным соглашением об установлении границы. Затем, на основе этой карты производится демаркация, то есть обозначение границы на местности.
Комиссия по демаркации составляет подробную карту границы, проводит работы на местности, устанавливает пограничные знаки и определяет их топографические координаты. Граница определена только тогда, когда на местности установлены пограничные знаки, положение которых закреплено утвержденным обоими сторонами протоколом.
Границу, которая не прошла положенные процедуры по делимитации и демаркации, вообще-то, фактически нельзя охранять. На такой не установленной официально границе пограничники обоих сторон не имеют права устанавливать заграждения (например, проволочную сетку), проводить контрольно-следовую полосу, оборудовать пункты пропуска через границу и так далее.
Разумеется, возможно, что границы между государствами существуют лишь формально, как, например, в Европе, в странах Шенгенского соглашения.
Конечно, было бы здорово, если бы в приграничных населенных пунктах Кыргызстана и Таджикистана, разделяются границей, когда-нибудь были бы введены такие же порядки, как в городке Барле в Европе. Все же, страны соседние, тесно связанные между собой, и добрососедством надо дорожить. Однако, прямо сейчас это невозможно, поскольку действующие между двумя странами соглашения по границе и пограничном режиме это исключают.
Правительства двух стран предпринимают усилия к разрешению многочисленных конфликтых ситуаций, которые часто оканчивались столкновениями, бросаниями камней, арестами, вплоть до применения оружия пограничниками. Тут достаточно вспомнить бой между пограничниками в районе футбольного поля у кыргызского села Максат и таджикской махалли Бахор Бободжон 17 сентября 2019 года. В этом бою в ход пошли минометы, и в результате перестрелки погиб кыргызский пограничник и трое таджикских.
15 января 2020 года состоялась встреча правительственных в ходе которой было достигнуто соглашение об описании 114 км границы, подготовке предложений об обмене участками, чтобы спрямить границу, а также об усилении контроля за общественным порядком на приграничной территории.
Эти меры по делимитации границы нельзя не приветствовать. Но все же, как это и указано в обращении представителей кыргызской диаспоры в России, проблема должна решаться быстрее и по всей кыргызско-таджикской границе, а не только по отдельным ее участкам, хотя бы и наиболее напряженным. Первое и самое главное, без чего нельзя решить все остальные вопросы, состоит в делимитации кыргызско-таджикской границе и демаркации ее на местности. Сделать это быстро, полно и точно — первое и главное требование, без чего вообще нельзя будет наладить спокойную жизнь в приграничных районах.
Потом будет еще много задач, связанных с приграничными территориями. Среди них вопросы земли и недвижимой собственности. Демаркация границы, выделение охраняемой полосы и оборудование пограничных переходов затронет имущественные права многих граждан.
Нужно также разрешить вопросы местной экономики (поскольку она существенно изменится с введением охраняемой границы), занятости населения. Из этого и вытекает требование дать квоты на поступление в высшие учебные заведения выходцам из приграничных районов; возможно, что в первую очередь в учебные заведения пограничной службы, таможни и других ведомств, связанных с осуществлением охраны границы. Да и вообще, потребуется немало усилий, чтобы научиться жить у границы мирно, чтобы установить доверительное и взаимовыгодное добрососедство.
Как видим, проблема кыргызско-таджикской границы настолько серьезна, что она привлекает внимание даже в России. Она назрела, перезрела и требует самого незамедлительного решения в ближайшем будущем.
http://kginfo.ru/kyrgyzskaya-diaspora-v-moskve-trebuet-ukrepleniya-graniczy/?fbclid=IwAR06DmCNJ07HJOQ-DZBjUs76QBE6J86Em8XCsoKyM7Pbe2wNbJ7Sr0LhfV4
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320