В Бишкеке состоялась международная конференция: «Взаимодействие стран Центральной Азии в рамках ШОС на фоне угрозы стабильности мировой экономики». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, д.э.н. Кубат Умурзаков обрисовал общую ситуацию в мире и в регионе. Он подчеркнул, что последние 3-5 лет экономика Кыргызстана и других стран ЦА находится под воздействием резких изменений, происходящих на региональном и глобальном уровне.
В результате серии внешних шоков происходит следующее:
- Во-первых, фрагментация и разделение мировой экономики на геополитические блоки. Разделение в том плане, что страны делятся на дружественные и не дружественные. Глобализация достигла наивысшего уровня и пошла на спад. МВФ говорит: «Фрагментация мира представляет собой самый большой вызов для той системы правил, которая регулировала международные экономические отношения в мире на протяжении более 75-ти лет и обеспечила повышение уровня жизни во всем мире». Это говорит о том, что глобализация идет на спад, миропорядок меняется, происходит фрагментация, и повышения уровня жизни уже нет. Во многих странах мира наоборот идет понижение уровня жизни. Идет спад в странах Европы, в США и в других странах. Допустим, в странах Юго-Восточной Азии рост продолжается, но в целом общая ситуация ухудшилась.
Второе. Параллельно идет формирование субрегионов, а также усиление роли региональных торговых блоков.
Третье. Геополитические конфликты не прекращаются. Конфликт в Красном море: как вы знаете, хуситы объявили, что будут блокировать порт Хайфа (Израиль). Балтийское море уже блокируют, останавливают танкеры. И этому конца нет.
Четвертое. Всплеск протекционизма, тарифные войны, международные санкции в большом количестве. Например, ЕС вводит 18-й или 19-й пакет санкций. США вводят санкции против Китая, Китай взаимно применяет свои санкции.
Пятое. Усиление общей нестабильности, идет переформатирование миропорядка, меняются система международных отношений и правила игры, позиции и подходы ведущих мировых стран меняются постоянно.
Это общая ситуация. В этой связи нужно обратить внимание, что существует возможность негативного сценария, - подчеркнул спикер.
В этой связи он обратил внимание на существующую вероятность резкого ухудшения ситуации в экономике на глобальном и региональном уровне.
По его прогнозам, мировой экономический кризис, который уже существует, может прийти к стадии обострения, которое начнется с обвала финансовых рынков США, что вкупе с другими факторами приведет к резкому сокращению мировой торговли, резкому падению объемов производства в основных странах: США, КНР и др. По масштабам и последствиям этот кризис может превысить последствия Великой депрессии 1930-х годов.
Интересы Кыргызстана и стран Центральной Азии
- Для обеспечения выбора правильной и обоснованной внешней и внутренней политики нужен постоянный анализ глобальной и региональной ситуации с учетом негативного сценария, учитывая, что идет постоянное ухудшение ситуации.
Нужны постоянные контакты и консультации с нашими партнерами – Россия, КНР, США, страны Запада, Турция, Иран, арабский мир. Конечно определенные меры в странах ЦА, в том числе в Кыргызстане, принимаются. Но нужен постоянный анализ возможной ситуации в случае обострения мирового кризиса, необходим план предполагаемых мер на этот случай.
Экономика Кыргызстана
Ситуация в экономике Кыргызстана остается в целом стабильной.
Конфликт на Украине оказал положительное воздействие на нашу экономику: введение санкций против России позволило многократно нарастить объемы реэкспорта, также выросли инвестиции в производство отдельных видов товаров и компонентов продукции для поставки в Россию и другие страны. Но ситуация остается турбулентной, и мы не можем быть уверены, что такое положение дел в нашей экономике сохраниться, т.е. нужно постоянно быть начеку, - предупредил экономист.
Перспективы сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем
Он также сделал акцент, что сейчас идет формирование определенной системы отношений стран ЦА с КНР.
- Я бы сказал, что идет процесс институализации. После первого саммита «Центральная Азия – Китай», который состоялся в 2023 году, этот процесс идет на институциональном уровне – созданы и создаются механизмы взаимодействия в таких областях, как экономика и торговля, производство и инвестиции, сельское хозяйство, транспорт, таможня, общественная безопасность, управление чрезвычайными ситуациями и др. Создается Секретариат формата «Китай – Центральная Азия» для содействия продвижению инициатив, которые обсуждаются на саммитах.
Инициатива «Один пояс один путь» – это с одной стороны проявление глобализации, но нас она больше интересует с точки зрения формирования собственного геополитического блока.
В решениях саммитов поставлена задача усилить гармонизацию и сопряжение инициативы «Пояс и путь» с национальными стратегиями развития государств Центральной Азии.
Подчеркнута важность мер по развитию международных транспортно-логистических маршрутов в целях недопущения перебоев с поставками ключевых видов продукции. Также отмечена необходимость расширения энергетического сотрудничества и многих других направлений.
В целом я бы сказал, что есть схожесть ситуации с планом Маршалла 1948 -1951 годов, - отметил эксперт.
При этом он констатировал, что в Кыргызстане на данный момент существует тренд значительно усилившегося развития сотрудничества с КНР. Развитие отношений по различным секторам: по линии вузов и научных исследований, в сфере гуманитарного сотрудничества и энергетики и т.д. Важный фактор сотрудничества – начало строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
- Для нас это важный проект, который повлияет и на экономику страны, и на уровень доходов, и на связанность внутри республики.
Предстоящий саммит Китай – Центральная Азия, который должен состояться в июне в Казахстане, представляет наибольший интерес. Он позволит нам лучше понять, чего нам ожидать в будущем.
Выводы
Странам Центральной Азии следует определить возможные шаги по более тесному сотрудничеству, прежде всего, друг с другом. Мне кажется, что саммиты, такие как «ЦА – Китай» направлены в первую очередь на то, чтобы сделать более тесным внутри региональное сотрудничество – между центральноазиатскими государствами. И мы должны создавать региональные механизмы сотрудничества – институты, инструменты и т.д. В этом направлении нужно работать. В то же время желательно найти способы учета интересов России, - добавил К. Умурзаков.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320