За первые три месяца 2024 года сборы за регистрацию транспортных средств в Кыргызстане, согласно статистике Минфина, достигли 438.7 млн сомов, это значительно выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было собрано 238.7 млн сомов, и представляет собой рост на 84%.
Резкий рост регистрации говорит о том, что в республику продолжают огромными партиями ввозить автомобили. Только за три месяца в страну ввезли 50.4 тысячи. Если сравнивать с аналогичным периодом 2023 года, это почти в 2.5 раза больше.
Однако, несмотря на рост импорта в начале 2024 года, экспорт начал снижаться, но основным покупателем осталась Россия. Так, в январе — марте 2023 года Кыргызстан экспортировал в Россию 936 легковых автомобилей, что больше в 7.3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Продажи в первом квартале этого года сократились почти на 70% в сравнении с прошлым.
По информации «УНАА», Кыргызстан экспортировал 37 тысяч 689 машин. Если верить данными российских аналитиков, почти весь этот объем был отправлен в Россию. Тем самым Кыргызстан обеспечил себе второе место по объему поставок автомобилей в Россию с долей рынка 17.4%, на первом месте — Китай с долей 76.1%.
Кыргызстану сложно будет повторить успех с поставками автомобилей на российский рынок в этом году. Дело в том, что с 1 апреля начал действовать повышенный утилизационный сбор на авто для всех стран ЕАЭС, включая нашу республику. Таким образом, возникает вопрос, что наши бизнесмены намерены делать с ввезенными автомашинами.
Уже понятно, утилизационный сбор негативно повлияет на кыргызстанский бизнес, активно перепродававший автомобили из Китая и Южной Кореи в Россию. По мнению экономического эксперта Искендера Шаршеева, из-за новых требований экспорт автомобилей из Кыргызстана в Россию может снизиться до нескольких сотен единиц в год.
В то же время Китай как основной поставщик автомобилей в Кыргызстан, может воспользоваться условиями БРИКС и заключить соглашения о беспошлинной торговле с Россией, устранив посредников.
«Рост регистраций автомобилей в Кыргызстане в первом квартале года, вероятно, был вызван попыткой обойти повышение утильсбора. После его резкого увеличения спрос на импортные автомобили может сократиться. Это связано с ростом общей стоимости приобретения автомобилей, что делает их менее доступными для потребителей в РФ», — прокомментировал экономист Искендер Шаршеев.
По его словам, автомобили, которые были ввезены до повышения утильсбора, могут подорожать на вторичном рынке, поскольку они были приобретены по более низкой стоимости.
«Это может привести к временному росту цен на подержанные автомобили. Но в долгосрочной перспективе рынок адаптируется к новым условиям, возможно произойдет смещение спроса в сторону более доступных или экономичных автомобилей», — продолжил эксперт.
Что касается судьбы автомобилей, ввезенных до повышения утильсбора, по мнению Шаршеева, они либо будут проданы на внутреннем рынке по текущим ценам, либо их экспортируют в другие страны, кроме РФ.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320