В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках своего вступления на должность.
В числе базовых изменений – отказ от смертной казни, совершенствование государственного управления и самоуправления с четким определением статуса махалли и признание тезиса о том, что Узбекистан – социальное государство. Но одним из основных факторов, по мнению директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, является возможность для Шавката Мирзиеева повторного выдвижения на выборах Президента. При этом срок президентских полномочий предлагается продлить с пяти до семи лет. Учитывая, что на политическом пространстве Узбекистана нет лидеров, равнозначных действующему главе государства, можно заранее сказать, что именно он будет определять политический и социально-экономический курс «звезды Востока» на предстоящие десятилетия, в том числе формат отношений с Россией и ЕАЭС.
Хотя поправки в действующую Конституцию Узбекистана могут вноситься и без референдума двумя третями голосов обеих палат парламента, тем не менее Шавкат Мирзиеев предложил провести национальный референдум. Это показывает то значение, которое придает действующий президент самому факту предстоящих изменений и взятия на себя государством новых обязательств по отношению к своим гражданам.
Конституционное признание Узбекистана социальным государством ставит перед властью, как бы то ни было, необходимость выполнения большого количества социальных гарантий перед населением, особенно в контексте охраны здоровья, обеспечения жильем и создания условий для воспитания и образования детей.
Понятно, что внесение этих норм потребует значительной законодательной работы и принятия новых нормативных актов. Ни чуть не менее важными являются элементы оптимизации государственного управления с запретом хокимам одновременно возглавлять Кенгаши (представительные органы власти), что создаст принцип разделения властей на муниципальном уровне. Местное самоуправление должно будет опираться на четкое определение понятия и полномочий махалли как отдельной от государства системы.
В числе важных гуманитарных вопросов и отказ от смертной казни. Все эти изменения Основного закона отражают новую социально-экономическую и политическую реальность Узбекистана, формирующуюся в период руководства страной Шавкатом Мирзиеевым. В числе основных ее характеристик – и определенная конкуренция между политическими партиями, и запрос на лидерство Узбекистана в Центральной Азии.
Понятно, что поставленные цели требуют значительных усилий по их реализации в части существующих и вновь возникающих угроз, в числе которых последствия пандемии, смена власти в Афганистане, конфликт России со странами коллективного Запада и многое другое. Но нет никаких сомнений в том, что факт «обнуления» предыдущих сроков руководства страной Шавкатом Мирзиеевым и получение им возможности повторного выдвижения руководителем государства после исполнения текущих полномочий также является одной из основных задач референдума. При этом срок полномочий президента предлагается продлить с пяти до семи лет.
Вряд ли у кого-то в Узбекистане вызывает сомнений факт того, что Шавкат Мирзиеев воспользуется этим шансом как политический лидер. Поэтому стоит признать, что именно он будет определять формат отношений Узбекистана с Россией и ЕАЭС в предстоящие десятилетия. И многие дальнейшие направления сотрудничества будут ясны, судя по текущей ситуации, после завершения Россией специальной военной операции. Пока, по словам пресс-секретаря президента Узбекистана Шерзода Асадова, в ее отношении «Узбекистан занимает взвешенную, нейтральную позицию». Это значит, что экономическое и гуманитарное сотрудничество между Россией и Узбекистаном сохраняется, что в сегодняшних реалиях уже можно считать позитивной новостью.
https://russiancouncil.ru/blogs/arusakov/konstitutsionnyy-upgrade/
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320