Не прошедшие в парламент партии продолжают в Кыргызстане политическую борьбу. Вслед за созданием общенационального конгресса, который оспаривал результаты парламентских выборов, решено организовать теневой кабинет министров и жогорку кенеш. Возглавили альтернативные легитимным ветви власти - лидер партии «Акыйкат» Аликбек Джекшенкулов, который стал «коллегой» Алмазбека Атамбаева, и председатель партии «Замандаш» Мухтар Омуракунов, избранный теневым спикером.
Идея создания подобных неофициальных властных органов в Кыргызстане отнюдь не оригинальна, такие альтернативные ветви власти уже существовали во времена Акаева и Бакиева. Тогда бывшие президенты достаточно формально отнеслись к деятельности подобных структур, не воспринимая их всерьез, как реальную силу. Чем закончилось такое «пофигсткое» отношение бывших руководителей страны ярко продемонстрировали революционные события 24 марта и 7 апреля. Поэтому вполне символично, что и нынешняя альтернативная власть заявила о себе в канун наступления весны. Именно в марте – апреле эксперты прогнозируют нарастание протестных настроений в стране в связи c явно ухудшающейся социально – экономической ситуацией. На этом фоне правительство и парламент пока не демонстрируют эффективных подходов к преодолению трудностей. Рассматриваемый в Жогорку Кенеше госбюджет пока больше напоминает сборник сложных задач, на решение большинства которых у кабинета министров сейчас элементарно нет средств. Не случайно Аликбек Джекшенкулов заявил, что со стороны действующей власти идет лишь декларация будущих успехов.
Вероятней всего, в неофициальный кабинет министров войдут те, кто вполне мог бы работать и в нынешнем составе правительства, но не попал туда в связи с отсутствием надлежащей партийной принадлежности. Ранее озвученная идея Феликса Кулова включить в правительство представителей от не прошедших в парламент партий, так и осталась на бумаге. К этой идеи стоит добавить еще одно предложение лидера «Ар – Намыса» о создании при Жогорку Кенеше дополнительной палаты со статусом народного Курултая. Не исключено, что именно эти инициативы Кулова «согрели» сердца оставшихся за бортом парламента представителей партий. В свою очередь будущий кандидат в президенты получает дополнительных политических сторонников, что ему может пригодиться в избирательной кампании. Лидеров «Ар – Намыса», «Акыйката» и «Замандаша» также связывает их пророссийская ориентация и желание налаживать более тесные связи с соседними государствами. Это особенно относится к «Замандашу», который стремится представлять интересы трудовых мигрантов, находящихся в России и Казахстане. Впрочем, и экс – глава МИД Джекшенкулов полагает, что зависимой от внешней помощи республики сейчас, как никогда, необходимо завоевывать доверие со стороны внешних игроков.
Учитывая непростую политическую обстановку в Кыргызстане, кадровый состав теневиков может пригодиться парламентской оппозиции при распаде парламентской коалиции, что неминуемо повлечет за собой отставку правительства. В этом случае, существует большая вероятность того, что члены кабинета Джекшенкулова окажутся с реальными министерскими портфелями.
Однако нельзя исключать того, что кадрами теневого кабинета воспользуется и Алмазбек Атамбаев, который с парламентской трибуны пообещал, что не соответствующие своим должностям высокопоставленные чиновники покинут свои кресла. Еще одним положительным моментом для лидера СДПК является то, что теневое правительство и парламент возглавляют не бакиевские реваншисты, а сторонники апрельских событий. К тому же, Джекшенкулов и Омуракунов однозначно дали понять, что являются конструктивной оппозицией, из чего следует, что они готовы вести борьбу в правовом поле. Как считает лидер «Акыйката», у Кыргызстана сейчас осталось два пути развития - цивилизованный и тот, при котором к власти придут реакционные силы. Исходя из этих деклараций, теневые руководители выступают за цивилизованный путь развития, при котором в стране должна вестись борьба идей. Что дает повод предполагать, что данные политструктуры не намерены выступать организаторами радикальных акций протеста. Для президента, спикера и премьер – министра, учитывая реальные угрозы возможных сценариев по дестабилизации ситуации в стране, тоже гораздо проще вести диалог с предсказуемыми и известными оппонентами. Но как долго теневики будут демонстрировать уровень конструктивных оппонентов? Учитывая, что даже ветеранские организации силовиков заявляют о начале пусть мирного, но все же наступления на власть.
Пока Кыргызстан еще не демонстрировал в длительном режиме примеры либеральной оппозиции. Многие оппоненты власти тоже начинали с ролей относительно умеренно – конструктивных демократов, а затем становились пламенными революционерами, которых в последнее время можно было увидеть в большом количестве на улицах Туниса и Египта. Вопрос заключается и в том, что нынешняя власть может предложить оппозиции? Самое серьезное это, пожалуй, даже не возможные места в кабинете министров, а участие в предстоящих президентских выборах. Вероятно, что пример победы в парламентской гонке оппозиционного «Ата – Журта», как раз и вдохновил новоявленную оппозицию на цивилизованное оппонирование действующей власти. Ведь для государства гораздо лучше, когда оппозиция приходить во власть путем победы на выборах, а не с помощью захватов Белого дома.
Игорь Шестаков,
политический обозреватель
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320