На протяжении нескольких лет подряд Бишкек лидировал в списке самых загрязненных городов мира, обходя в анти рейтинге даже промышленные мегаполисы. И хотя в нынешнем отопительном сезоне воздух в столице Кыргызстана значительно чище, чем в аналогичные периоды прежних лет, говорить о победе над смогом пока рано.
Вопросы, касающиеся экологической ситуации в городе, связанной, прежде всего, с качеством воздуха, а также меры, которые необходимо принять для его улучшения обсудили участники круглого стола: «Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика».
Депутат ЖК КР Марлен Маматалиев выразил благодарность Центру экспертных инициатив «Ой Ордо», как за организацию данного мероприятия, так и за системную работу и проведение круглых столов и дискуссий на темы, которые актуальны для Кыргызстана.
- На площадке Центра озвучиваются не только различные экспертные мнения, но и научные исследования. Это способствует тому, что наше общество, в том числе чиновники и лица, которые принимают решения, взаимодействуют и имеют возможность видеть те или иные ситуации с разных сторон. Я приведу один пример, когда еще в 2019 году мы поднимали вопрос смога, премьер-министр того времени заявил, что смог появляется от того, что автомобили поднимают пыль с обочин дорог. Я это говорю к тому, что не всегда люди, принимающие решения, владеют полной информацией, но они ее получают благодаря экспертам и ученым. И сегодня я бы хотел услышать рекомендации от экспертов – не просто критику, мол, плохо работаете или зачем берете кредиты, а конструктивные предложения, - отметил парламентарий.
Он подчеркнул, что парламент активно помогает государственным и муниципальным структурам в решении проблем, связанных с загрязнением воздуха. Например, серьезной проблемой был вопрос сжигания синтетических отходов – резины, пластика и т.д. Минприроды не могло справиться с ситуацией, поскольку у него были связаны руки, по закону, сотрудники не могли осуществлять проверки субъектов, где предположительно сжигается такой мусор. Они должны были уведомлять за 10 дней о проверках. На данный момент парламентом принят закон, который позволяет осуществлять проверки оперативно, т.е. поступил сигнал – сотрудники выехали с проверкой.
- Сейчас мы рассматриваем законопроект по качеству угля, т.е. если топливо не соответствуют стандартам, они не должны попадать на рынок, более того, предлагается отзывать лицензии у тех компаний, которые ведут разработку месторождений с запасами несоответствующего стандартам угля. Сейчас парламентом разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них. Депутатами принят закон, позволивший решить проблему санитарного полигона. Кроме того мы планируем на законодательном уровне решить вопрос утилизации литиевых батареек и многие другие экологические проблемы. Поэтому для Жогорку Кенеша важно взаимодействие с экспертным сообществом, - добавил М. Маматалиев.
В свою очередь замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Асель Раимкулова также подчеркнула готовность государственных структур взаимодействовать с экспертным сообществом.
- Я хотела выразить благодарность организаторам данного мероприятия. Такие встречи нам необходимы. Наша сегодняшняя дискуссия стала возможной благодаря готовности объединять усилия в борьбе с вызовами, стоящими перед нами. Загрязнение воздуха – это не только проблема экологии, но и вопрос общественного здоровья, благосостояния наших семей и будущего наших детей. В последние несколько лет в осенне-зимний период, в нашей столице и других городах наблюдается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, который оказывает разностороннее и серьезное воздействие на окружающую среду, экосистемы и здоровье человека, - отметила спикер.
По ее словам, решение проблем загрязнения атмосферного воздуха требует комплексного подхода и объединенных усилий государственных органов, научных институтов, международных партнеров по развитию, общественных организаций и населения.
Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Кыргызской Республике замминистра называет деятельность человека, т.е. большинство нынешних экологических проблем носят антропогенный характер. Среди них сжигание угля, выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленных предприятий и сокращение зеленых зон.
- Распоряжением председателя Кабинета министров КР была образована межведомственная комиссия по вопросам улучшения качества воздуха под председательством Минприроды в сопредседательстве с мэрией города Бишкека. В рамках работы данной комиссии, налажено взаимодействие между различными ведомствами, с привлечением научного сообщества, разработаны и определены первоочередные меры, направленные на решение разносторонних проблем и способствующие снижению уровня загрязнения. Активно ведется предупредительно-надзорная работа по недопущению нарушения природоохранного законодательства и прочие мероприятия, положительный экологический эффект от которых мы ощущаем уже сегодня, - рассказала А. Раимкулова.
Кроме того она дала комментарий относительно кредита Всемирного банка в размере $50 млн, выделенного Кыргызстану на проект по улучшению атмосферного воздуха.
- Проект рассчитан на 7 лет и состоит из трех компонентов. Первый – управление качеством воздуха, т.е. мы будем вести работу по улучшению мониторинга. Второй компонент – это озеленение, и третий – отопление. Проект получил одобрение со стороны администрации президента. Сейчас он находится на обсуждении в Жогорку Кенеше, его поддержали три комитета. После он должен будет пройти ратификацию депутатами. Мы надеемся, что проект найдет поддержку со стороны законодательной власти, и будет реализован, - добавила замминистра.
Подробнее о данном проекте рассказал Азамат Темиркулов – директор Центра климатического финансирования при Кабинете министров КР, который не просто участвовал в разработке проектной документации по проекту, но и занимался его продвижением в госорганах, администрации президента и т.д.
- Это инвестиционный проект под ноль процентов с десятилетним льготным периодом, где $32 млн из 50 выделены на переход от угля к чистым технологиям – примерно 25 тысяч домохозяйств перейдут на отопление тепловыми насосами через револьверное кредитование. Кредиты будут выдаваться через коммерческие банки, а возвращенные средства снова будут выдаваться населению банками, таким образом, деньги будут крутиться в нашей экономике. Т.е. проект принесет пользу не только климату и экологии, но и экономике, кроме того будут созданы новые рабочие места. Как минимум в том плане, что оборудование будет нуждаться в обслуживании. $18 млн будут потрачены следующим образом: $6 млн – на лабораторию для Министерства природных ресурсов, экологии и технадзора КР. Участок под ее строительство уже выделен. $6 млн пойдет в «Кыргызгидромет», где будут созданы дополнительные пункты мониторинга качества воздуха. И еще около $4 млн будут затрачены на «зеленый» пояс в Бишкеке. 1,5-2 млн – операционные расходы по проекту, - поделился информацией чиновник .
По его словам, данный проект является пилотным, т.е. это только первый шаг.
- 25 тысяч домов – это немного для Бишкека. Нам нужно будет масштабировать этот проект, чем сейчас и занимается наш Центр. В дальнейшем мы будем искать возможности получения грантов. Сейчас наш Центр подал заявку в Зеленый климатический фонд на $25 млн на проект по энергоэффективности зданий и еще на $25 млн – на переход к новым технологиям. Эти два проекта должны осуществляться параллельно, потому что очень важно не только осуществлять энергопереход, но и позаботиться об энергосбережении и энергоэффективности зданий, чтобы тепло не улетучивалось, и соответственно, чтобы мы потребляли меньше энергии, т.е. экономили ее. Речь идет об утеплении зданий. Это два направления работы Центра климатического финансирования, - пояснил спикер.
По его словам, Центр не намерен ограничиваться только частным сектором. Сейчас разрабатывается проектная концепция по переходу от угля к новым технологиям и для государственных учреждений – школ, больниц, детских садов и т.д.
- В ноябре прошлого года приезжала комиссия KOIKA (корейское агентство международного сотрудничества), и мы надеемся, что к концу этого года мы уже доработаем концепцию проекта, получим грант $10 млн на его реализацию и выйдем на ратификацию в парламенте, - добавил А. Темиркулов.
Между тем проект по оснащению домохозяйств тепловыми насосами вызвал много вопросов у участников дискуссии. Например, дороговизна самого оборудования и его установки. В среднем, оснащение частного жилого дома чистыми отопительными технологиями обходится в $5 тысяч, соответственно позволить себе модное ноу-хау смогут не многие. Кроме того не понятно, как отапливаться если отключится электричество, что в Кыргызстане в последнее время случается довольно часто. Тем более, что повсеместное использование тепловых насосов даст серьезную нагрузку на энергосистему республики.
- Я полагаю, что когда говорят о тепловых насосах или тепловентиляторах, то забывают, что работают они за счет электричества. Соответственно, чтобы внедрять такие технологии нужно решить вопрос электрогенерации. При этом очевидно, что с учетом активной деградации ледников и учащающихся с каждым годом маловодий скоро нам не будет хватать даже питьевой и поливной воды. Поэтому наши чиновники должны понимать, что надеяться на то, что гидроэлектростанции нас спасут и дадут большую генерацию электричества ошибочно, - отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев.
При этом он поддержал мысль о том, что нужно уходить от использования в отопительных целях угля, т.к. его сжигание является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, поскольку содержит целый спектр тяжелых металлов, канцерогенных веществ и т.д.
- Причины смога – это, прежде всего, отопление частного сектора и ТЭЦ, которая правильно спроектирована и построена, но в советское время мы пользовались карагандинским углем очень хорошего качества. Сейчас я против того, чтобы развивать то же Кара-Кечинское месторождение, потому что это уголь с высокой зольностью. И вообще слово уголь надо забывать. Общим трендом развития должна стать газификация, а в идеале – электрификация. При этом, учитывая водные проблемы, которые нас ожидают в обозримом будущем, решением проблем электрогенерации может стать строительство атомных электростанций. Одну мы могли бы поставить в городе Кара-Балта, а вторую в районе Кызыл-Кии, и они бы снабжали энергией как минимум Чуйскую и Ошскую области. Сегодня «Росатом» предлагает легкие передвижные закрытого типа мини АЭС – они устанавливаются на атомные ледоколы, и через определенное время – несколько десятков лет – их можно демонтировать и заменить на новые. Это в разы дешевле, чем стационарные полно цикличные станции, такие как хотят строить в Казахстане и Узбекистане, - поделился мнением эксперт.
Говоря о второй причине смога – транспорте, он отметил, что 400 тысяч единиц частного автотранспорта это очень много для такого города как Бишкек, где дороги не рассчитаны на такой трафик, в связи с чем возникает еще одна проблема, усугубляющая ситуацию – отсутствие нормальных парковок.
- Я думаю, что назрела необходимость задуматься об альтернативных видах городского транспорта. Мне, например, нравится идея с монорельсом. Такой вид наземного общественного транспорта хорошо бы разгрузил город. Кроме того и госорганы, и депутаты, и мэрия должны держать на прицеле вопрос хаотичной застройки Бишкека высотками, которая нарушила розу ветров и превратила столицу в газовую камеру, которая практически не продувается. В советские времена мы делали исчерпывающую оценку экологического состояния на тот момент еще города Фрунзе, и рекомендовали не вести застройку выше южной магистрали по ряду объективных причин, мы предлагали создать там лесопарковую зону, которая должна была стать легкими нашего города, - подчеркнул аналитик.
В заключение он предложил предусмотреть строительство гидролизных станций рядом со строящимся каскадом гидроэлектростанций, чтобы вырабатывать водород.
- Мы можем построить специальные трубопроводы и продавать водород соседям. В перспективе водородная энергетика может решить все экологические проблемы, - добавил Б. Саипбаев.
Мысль о том, что на сегодняшний день проблема дорог и автотранспорта – одна из ключевых в Бишкеке, поддержал депутат Бишкекского горкенеша Рысбай Аматов.
- Я считаю, что нам нужно переходить на альтернативные виды общественного транспорта. Идея строительства той же монорельсовой дороги в свое время стала поводом для хайпа и шуток, но нам всерьез нужно задуматься о том, чтобы разгрузить дороги, соответственно снизить уровень выбросов СО, которые занимают значительную долю в совокупности факторов образования смога, - подчеркнул спикер.
Он также отметил, что начиная с 2015 года, каждый год с началом отопительного сезона депутаты БГК еженедельно обсуждают проблему смога, и самое главное мер, которые могли бы минимизировать загрязнение воздуха.
- Многое в решении этих проблем, конечно, зависит от государственных и муниципальных структур, но и каждый гражданин также должен чувствовать ответственность за свой город. Сжигая мусор, без особой надобности пользуясь личным автотранспортом и т.д. каждый горожанин вносит свою лепту в загрязнение воздуха, которым мы все дышим, - отметил депутат.
Кроме того он выразил озадаченность очередным кредитом, который Кыргызстан получил от Всемирного банка.
- Если договоренность уже есть, и сейчас парламент ратифицирует документ, то проект будет реализовываться. Но насколько я знаю, сейчас весь мир борется за сохранение окружающей среды, и на проблемы экологии выделяются многомиллиардные гранты. Может быть можно было получить эти $50 млн в виде гранта? Я переживаю, что мы берем кредиты чуть ли не каждый месяц, а погашать их придется нашему будущему поколению, - добавил Р. Аматов.
Наталья Лобанова
Продолжение следует…
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320