Идея создания транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана представителями Китая в сентябре 2013 года
Однако подходить к столь выгодному предложению надо только с учетом интересов государства. Проект «Шелковый путь», или как его еще называют «Один пояс – один путь», предусматривает создание нескольких транспортных коридоров, и призван привлечь к сотрудничеству 70 стран. Надо отметить, что реализация столь «амбициозной» инициативы, является приоритетной для властей Поднебесной. Страна готова вложить в нее триллионы долларов.
По оценкам различных экспертов, воплощение этой идеи в жизнь может принести экономическое процветание основным странам-партнерам проекта, однако, насколько проект в действительности жизнеспособен, сказать пока сложно. Здесь важную роль играет, прежде всего, тот факт, что у каждого участника «Шелкового пути» есть определенные личные интересы и надежды на проект.
Китаю нужно вывести деятельность своих компаний за пределы страны. И именно Поднебесная получит наибольшие выгоды, воплотись инициатива в жизнь. Как подчеркивают эксперты, «власти Китайской Республики прекрасно понимают, что их страна стала экономическим гигантом лишь благодаря торговле. А в политическом плане Китай продолжает быть изолированным и зависимым от глобальной системы. Чтобы изменить такую расстановку сил и расширить международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции и масштабные проекты, такие как «Один пояс – один путь», который не только изменит имидж КНР. Но и покажет мировому сообществу, что страна не просто участвует в мировой экономике, но и активно влияет на нее».
Кыргызстан же преследует цель обеспечить не только развитие экономики, но и увеличить число рабочих мест для населения страны за счет прихода китайских инвестиций. Но к любому предложению надо подходить осознанно.
Власти Кыргызстана всецело поддерживают идею реализации «Шелкового пути», который может сыграть роль трамплина для дальнейшего развития экономики страны. Так, вице-премьер-министр КР Мухамметкалый Абулгазиев неоднократно подчеркивал особую значимость и приоритетность проекта.
- Кыргызстан считает, что исторически эти древние маршруты объединяли и сплачивали народы на обширном пространстве Евразийского континента. Великий шелковый путь – это не только торговля, это еще развитие науки и инноваций, обогащение культуры, традиций и обычаев народов, населявших территории, по которым он проходил. В современных условиях при стремительном развитии коммуникаций, информации, всеобщей глобализации все это способствует развитию региона вдоль экономического пояса Шелкового пути. Более того, Кыргызстан являясь членом ЕАЭС и неотъемлемой частью Великого шелкового пути, мог бы служить пунктом для реализации инвестиционных проектов и запуска новых производств, - заверил Абулгазиев.
Однако, отметив важность участия страны в данном проекте отечественные эксперты и представители бизнес сообщества сделали оговорку – действовать нужно, ориентируясь исключительно на интересы нашего государства.
Как заявил «Регион.kg» вице-президент Кыргызского Союза промышленников и предпринимателей Шамиль Борончиев, для нашего государства очень важно принять активное участие в этом мегапроекте.
- Сам по себе проект «Шелкового пути» носит в основном инфраструктурный характер. Фактически он направлен на развитие морских и сухопутных путей для Китая. Кыргызстан, как сухопутное государство, крайне заинтересован быть задействованным в этом огромном проекте. Но лишь с условием, что будут соблюдены наши экономические интересы. Тем более, с недавнего времени Кыргызстан должен позиционировать себя не только, как отдельно взятое суверенное государство, но и как член ЕАЭС. А там все рассматривается под призмой общих интересов, - прокомментировал Борончиев.
Он также рассказал, что сейчас готовится соглашение ЕЭК по торгово-экономическому сотрудничеству между ЕАЭС и КНР.
- Наша организация, как представитель бизнес сообщества, в рамках Делового совета ЕАЭС, является членом Консультативного Совета по взаимодействию ЕЭК и ДС ЕАЭС, первое заседание которого прошло 20 декабря прошлого года, и активно участвует в подготовке данного соглашения и готовит свои предложения. Мы понимаем, насколько велики перспективы «Шелкового пути» для республики. Учитывая тот факт, что около 60% населения Земли находятся вдоль этого пути, а стоимость всего проектов «Шелкового пути» вместе с кластерами составляет порядка 26 триллионов долларов, то и нам грех не воспользоваться такими перспективами. Тем более, инициатива исходит от нашего ближайшего соседа – Китая, - подчеркнул эксперт.
Реализация проекта инфраструктурно улучшит ситуацию в тех регионах страны, которые будут входить в территориальные зоны проекта. И положительно скажется на товарообороте нашей страны.
- «Шелковый путь», прежде всего, рассчитан на развитие железнодорожных и иных путей доставки товаров из Китая в разные страны и обратно. Но, повторю, ко всем подобным перспективам надо подходить взвешено и аккуратно, но в то же время активно, тогда результат принесет пользу всем партнерам. Казахстан и Россия достаточно оперативно включаются в проект «Один пояс – один путь». И, насколько мне известно, в рамках этого проекта Казахстан уже заключил контракты порядка на 40 миллиардов долларов США. А рынок Хоргос, как раз и является одним из пунктов данного проекта. Следовательно, не надо отставать и нам, и тоже внедряться в эту экономическую идею, - заявил вице-президент Союза.
Важность «Шелкового пути» собеседник редакции увидел и в возможности дальнейшего привлечения китайских инвестиций взамен кредитным обязательствам.
- Я полностью солидарен с мнением тех, кто считает, что нам пора остановиться и перестать брать кредиты не только от Китая, но и от других доноров. Мы и так уже набрали их в значительный размерах, которые в любом случае придется как-то отдавать. Поэтому, надо идти другим путем и привлекать инвестиции, привлекать средства на партнерских началах. Это будет более перспективная и правильная альтернатива. Однако, помимо крупных финансовых проектов, необходимо рассматривать и другие. Ведь за большими задумками, мы забываем про более мелкие, которые может и не такие судьбоносные, но весьма актуальны локально для определенных регионов. Поэтому, работать надо и в этом направлении. А «Шелковый путь» может сыграть в этих вопросах серьезную и положительную роль, если разумно подойти к данному вопросу, - подытожил Борончиев.
Грандиозность китайской инициативы, наглядно показывает, что речь идет не только о создании новых транспортных маршрутов, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центрально-азиатском регионе. Единственный вопрос сейчас заключается лишь в том, чтобы научиться управлять этими процессами, для того, чтобы они приносили наибольшую выгоду нашей стране.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320