Поставлен акцент, что Китай берет на себя миссию обеспечения безопасности. Об этом сообщил 23 мая политолог Игорь Шестаков на круглом столе в АКИpress на тему «Насколько Саммит был историческим?».
По мнению политолога Игоря Шестакова, итоги саммита «Китай – Центральная Азия» следует отметить двумя основными моментами.
Первый момент — все увидели, как Китай систематизировал работу со странами Центральной Азии.
«Неслучайно речь шла о Деловом совете, который будет реализовывать все планы. Фундаментальной цифрой прозвучала информация о безвозмездной финансовой помощи странам Центральной Азии примерно на уровне 3,72 млрд долларов США. Это безусловно фундаментальные заявления, потому что, неслучайно сравнивали многие эксперты, визит Блинкена был в начале года и он там пообещал 25 млн долларов США. А здесь цифра гигантская», - сказал он.
Другое знаковое явление — это заявление Китая, что он готов наращивать свой промышленный потенциал в ЦА. «Я вот например, впервые слышал от руководителей Китая, и Си Цзинпинь сказал, что важно решить одну из ключевых проблем для нашего региона — это проблему с безработицей. Потому что для террористических и экстремистских организаций питательная почва во многом — это тяжелая социально-экономическая ситуация.
КНР готов не просто здесь открывать СП, а делать акцент, что местные специалисты будут иметь преференции при работе в этих предприятиях. Я думаю, что это не только чистый экономический аспект, это аспект во многом политический и геополитический и в определенной степени мягкая сила Китая», - рассказал он.
Второй момент — впервые были озвучены вопросы безопасности.
«Понятно, что на таких мероприятиях многое остается за кадром. Мы видим только протокольную часть, но я думаю, что даже в протокольной части был четко поставлен акцент, что Китай берет на себя миссию по обеспечению безопасности», - сказал он.
Он считает, что безопасность будет касаться не только в вопросах помощи странами ЦА по противодействию тем вызовам и угрозам, а в общем-то враг-то один — терроризм и экстремизм, но и пункт в Сианской декларации о противодействии распространению «цветным революциям». То есть речь идет о том, что формат сотрудничества предполагает и взаимодействие в рамках общественно-политического поля центральноазиатского региона.
«Китай не будет оставаться уже в стороне от этих процессов, потому что затрагиваются еще и пограничные интересы, потому что та доктрина, которая была выдвинута Си Цзинпинем «О сообществе единой судьбы» — единое пространство, пространство дружбы и сотрудничества, она требует и соответствующей защиты, обеспечения безопасности», - рассказал он.
Политолог считает, что когда Китай зайдет на поля общественно-политических процессов Центральной Азии, здесь будут серьезные противоречия и столкновения между Вашингтоном и Пекином.
В свою очередь директор Бишкекского делового клуба Сейтек Качкынбаев не исключил, что возрастание роли Китая в делах ЦА может быть результатом договоренностей между Китаем и Россией.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320