Акционерное общество "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ), крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана, обратилось к правительству Казахстана с рядом инициатив. В частности, КТЖ предлагает повысить унифицированный тариф до уровня транзитного по всем направлениям: внутриреспубликанском, экспортного и импортного, а также транзита грузов, перевозимых между государствами - членами ЕАЭС
По мнению отечественных экспертов, подобное предложение КТЖ идет вразрез с основными принципами интеграции в рамках ЕАЭС и противоречит основной цели Союза – формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Отечественный политолог, эксперт в вопросах ЕАЭС Игорь Шестаков уверен, что КТЖ своей инициативой добьет кыргызстанский бизнес перевозок.
Если руководство Казахстана пойдет на поводу у директора КТЖ и вопреки всем предостережениям повысит унифицированный тариф, то Кыргызстан будет терять в год более 100 миллионов долларов.
"Для Кыргызстана транспортное сообщение с Казахстаном является дорогой жизни национальной экономики, поэтому любые ограничительные меры, а тем более поднятие тарифов, в первую очередь очень жестко ударит как по экономике республики, так и по отечественному бизнес-сообществу. У Кыргызстана не такие большие экспортные возможности, но весь наш экспорт на 80% ориентирован на рынки стран ЕАЭС. Прежде всего речь идет о поставках сельхозпродукции в Казахстан и Россию. Увеличение тарифов однозначно снизит доходность нашего бизнеса. Резко сократятся рабочие места и зарплаты кыргызстанцев.
Нужно учесть, что этот год стал самым шоковым для экономики не только Кыргызстана, но и всего мира. Уже сегодня эксперты сравнивают потери, которые понес мир от коронавируса, с теми потерями, которые датированы окончанием Второй мировой войны. После ВОВ страны еще не несли таких убытков и не испытывали такого шока! Безусловно, сегодняшняя инициатива руководства КТЖ не учитывает национальные интересы стран - участниц ЕАЭС в первую очередь. Все делается только исходя из собственных выгод.
Тем, кто забыл, хочу напомнить, что Казахстан является инициатором создания Евразийского экономического союза. Я уверен, он должен показывать пример лояльной тарифной политики. Это одна из ключевых экономических свобод, которую гарантирует ЕАЭС.
Такие судьбоносные решения должны происходить исключительно в согласованном порядке, потому что, кроме удара по экономике Кыргызстана и бизнес-интересам, эта инициатива ничего хорошего Союзу не принесет.
Также надо учитывать, что Казахстан на протяжении всех лет независимости декларирует братские и союзнические связи с Кыргызстаном, поскольку у нас общая граница и экономические связи.
Мне кажется, что президент Казахстана Касым Жоомарт Токаев должен проявить мудрость, чтобы вот такие популистские проекты были отложены до "лучших времен". Руководство Казахстана, на мой взгляд, должно очень серьезно подойти к этому вопросу.
По сути предложение "Казахстан темир жолы" чистой воды авантюризм и нарушение базовых принципов формирования Единого экономического пространства. Если для других стран Союза тариф неподъемный, то это нивелирует основные цели и задачи ЕАЭС", - считает Игорь Шестаков.
https://kaktus.media/doc/415654_kazahstan_temir_joly_hochet_povysit_tarify_na_perevozki._ekspert_po_eaes_o_posledstviiah.html?fbclid=IwAR1DPZjPb88HNLQl3R9Mg-ByKhwOZGs-489fZ6L38lfaPJ-nOMfUX7ZvuRU
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320