В Казахстане приступили к реализации Концепции развития сельских территорий, рассчитанной на 2023-2027 годы. Основной акцент в ней делается на комплексную модернизацию 3,5 тыс. сел с высоким потенциалом развития, где проживает примерно 90% всего сельского населения республики.
В документ интегрирован проект «Ауыл – Ел бесігі» по улучшению качества жизни на селе за счет модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, строительства социальных, культурных и спортивных объектов и дорог местного значения, а также снабжения сельских населенных пунктов водой, газом и электроэнергией.
Как сообщил на заседании правительства РК министр национальной экономики Алибек Куантыров, развитие инфраструктуры сел в рамках данного проекта осуществляется в приоритетном порядке. Так, в 2019-2022 годах на эти цели из республиканского бюджета выделено 326 млрд тенге, благодаря чему реализовано более 3,7 тыс. проектов по строительству и ремонту объектов в жилищно-коммунальной, социальной и транспортно-инфраструктурной сферах. «В текущем году выделено 218 млрд тенге для реализации 1,8 тыс. проектов в 771 сельском населенном пункте», – проинформировал чиновник.
В правительстве отметили, что с момента начала реализации программы «Ауыл – Ел бесігі» объем ее финансирования из республиканского бюджета увеличился почти в семь раз.
«Безусловно, за последние четыре года объем финансирования сельских местностей значительно увеличился, – рассказал в беседе с «Ритмом Евразии» казахстанский политолог Максим Казначеев. – Но при этом нужно учесть и тот факт, что темпы инфляции в Казахстане измеряются десятками процентов, т. е. на самом деле говорить об опережающем финансировании значимых для сельских населенных пунктов проектов пока не приходится. Их количество по-прежнему остается достаточно большим».
Эксперт напомнил, что Концепция развития сельских территорий не является уникальной, поскольку различные программы, направленные на развитие сельской местности, правительство Казахстана реализует уже давно: «Тот документ, о котором сейчас идет речь, по сути, является продолжением и базируется на программах, которые реализовывались в республике на протяжении 15-20 лет». Вместе с тем он подчеркнул, что документ позитивно воспринимается населением, т. к. имеет большое значение практически для 40% жителей республики, определяя социально-экономические параметры их жизни.
«По большому счету, кроме данной концепции, сельским жителям больше не на что рассчитывать в плане получения бюджетных денежных потоков и каких-то дотаций. Надо признать, что большая часть сельских населенных пунктов с точки зрения инвестиций являются абсолютно непривлекательными, т. е. не могут получить какие-то финансовые вливания вне рамок бюджетного планирования», – отметил спикер.
Он пояснил, что те средства и те цифры финансирования, о которых идет речь, это исключительно государственные инвестиции, т. к. частный капитал в сельскую местность идет очень плохо. По большому счету там нет сколько-нибудь серьезных и экономически значимых проектов, которые могли бы быть интересны крупному бизнесу. «Инвестиции благодаря успешным проектам в аграрном секторе получают не более 10% сельских населенных пунктов, остальные 90% вынуждены выживать исключительно с расчетом на государственное финансирование», – добавил М. Казначеев.
Несколько иную точку зрения высказала ассоциированный профессор Международного университета Астаны (Казахстан) Таисия Мармонтова. Она пояснила, что государственное финансирование, о котором говорится в Концепции, подразумевает диверсифицированную поддержку сельских населенных пунктов. «Синергия данной программы предполагает, что улучшение жизни жителей села положительно повлияет на развитие регионов в целом. Я думаю, что ее реализация даст импульс к привлечению инвестиций в СНП, особенно в те, которые по ряду индикаторов планируется переводить в разряд городов».
Эксперт дала позитивную оценку Концепции, отметив, что данный документ направлен не только на решение жилищно-коммунальных проблем, но и на региональное развитие, на уменьшение диспропорций, на улучшение жизни на селе и по своим итогам предполагает, во-первых, снижение уровня бедности сельского населения, во-вторых, долгосрочный эффект своей реализации.
«Это очень важно для Казахстана в связи с диверсификацией экономики, прежде всего, связанной с развитием сельскохозяйственного сектора. Для нашей республики вопрос продовольственной безопасности очень важен. Конечно, голод нам не грозит, но собственная сельхозпродукция у нас недостаточно широко представлена в торговых сетях. Местные сельхозпроизводители зачастую проигрывают зарубежным по большому комплексу показателей. Но у нас есть достаточно территорий, где сельское хозяйство может и должно развиваться, принося хороший доход. Это, например, Алма-Атинский и Жамбыльский регионы, Акмолинская, Петропавловская и Северо-Казахстанская области. Согласно концепции, эти зоны как раз и входят в ту часть программы, где будут применяться специализированные меры, направленные на развитие данных территорий. Хотя предусматривается помощь и тем регионам, где сельское хозяйство в силу климата сложнее развивать – те же Актюбинская и Мангистауская области», – отметила собеседница «Ритма Евразии».
По ее словам, оценивать эффективность Концепции пока преждевременно, потому что ее осуществление рассчитано на период до 2027 года. Однако поставленные в ней цели внушают надежду на улучшение жизни на селе, в том числе на увеличение продолжительности жизни населения, на расширение инфраструктуры – школ, больниц, объектов быта, а также на снижение уровня бедности сельского населения, что является актуальной для Казахстана проблемой, связанной с социальной ситуацией. «Пока еще рано говорить о том, как программа будет восприниматься населением. Здесь нужны конкретные исследования, чтобы понимать, как изменяется ситуация. В любом случае, я думаю, региональное развитие – это всегда полезно, поскольку способствует сглаживанию диспропорций и развитию страны в целом», – добавила Т. Мармонтова.
Стоит отметить, что, по мнению экспертов, Концепция развития сельских территорий Казахстана вполне отвечает нынешней социально-экономической ситуации в республике, однако ее вряд ли следует расценивать, как реакцию властей на события, произошедшие в стране в январе 2022 года.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320