Экономика
27.10.2025

Казахстан импортировал из Кыргызстана рекордный объем авиакеросина

В августе импорт авиакеросина из Кыргызстана достиг месячного максимума за 3,5 года, передает Телеграм-канал Первого кредитного бюро DataHub со ссылкой на данные Бюро национальной статистики.В августе импорт достиг месячного максимума по меньшей мере за 3,5 года – 17,8 тыс. т., следует из данных БНС АСПиР РК. Месяц к месяцу показатель увеличился в 3,6 раза. При этом динамику год к году рассчитать нельзя – в августе 2024 года ввоза не было.

В результате значимость Кыргызстана как зарубежного поставщика авиакеросина резко возросла – его объемы практически сравнялись с российскими (19,7 тыс. т.). РФ традиционно выступает главным зарубежным продавцом такого вида топлива, в то время как Кыргызстан отправляет его на отечественный рынок время от времени. Например, с августа 2024 года по март 2025 года – восемь месяцев подряд – импорт оттуда вовсе отсутствовал. Тем временем стабильность российских поставок закреплена официально – Казахстан ежегодно согласовывает с РФ план импорта авиатоплива в объеме до 300 тыс. тенге».

Зачем нужны такие договоренности? Последние годы в Казахстане наблюдается дефицит собственного авиакеросина, который имеет тенденцию к усилению. Согласно информации бюро нацстатистики, в январе-августе доля импорта в ресурсах* составила 27,9%, увеличившись за год на 8,4 п.п. Что касается отдельно взятого августа, по его итогам зависимость от импорта формируется на еще более высоком уровне – 42,4% (+29,2 п.п. г/г).

Дефицит собственного авиакеросина, по заявлениям властей, связан с растущим спросом, покрыть который отечественное производство не в состоянии – не хватает мощностей. Так, в январе-августе производство авиакеросина соответствовало 485 тыс. тенге с падением г/г на 2%, а импорт – 188 тыс. тенге с ростом г/г на 56,8%, показывают официальные статданные.

Спрос на авиакеросин растет по нескольким причинам, среди которых – предоставление пятой степени свободы воздуха иностранным авиакомпаниям, что позволяет им осуществлять перевозки между Казахстаном и третьими странами. Из заявлений властей также следует, что потребности местных авиаперевозчиков (Air Astana, SCAT) покрываются полностью. Импортируемое топливо в основном потребляется иностранными авиакомпаниями. Получается, именно их в значительной мере и снабжает РФ.

Между тем Россия сейчас сама сталкивается с дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке, который закрывается накопленными остатками. Нехватка топлива, помимо сезонного фактора (в сентябре-октябре наблюдается напряженный баланс), может быть связана с выходом из строя ряда нефтеперерабатывающих заводов России после атак украинских военных, пишут казахстанские отраслевые СМИ.

Они также не исключают, что отмена пошлин на импорт топлива в ЕАЭС сроком до 1 июля 2026 года была пролоббирована именно представителями России. Совет ЕЭК объявил о таком решении 30 сентября 2025 года. Сообщалось, что оно вступит через 10 календарных дней с даты официального опубликования.

Добавим, что Россия не только покрывает часть спроса на авиакеросин в Казахстане, но и практически полностью удовлетворяет потребности в нем Кыргызстана, где нет соответствующего производства. Исходя из этого, можно предположить, что в августе Кыргызстан продавал Казахстану запасенные остатки авиакеросина российского происхождения.

Почему вопрос с обеспеченностью собственным авиакеросином важен? Считается, что местное топливо авиакомпаниям обходится дешевле в сравнении с импортным. По данным Минтранспорта, в структуре себестоимости авиабилета доля расходов на авиатопливо занимает 35%.

kapital.kz

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320