Формирование нового миропорядка создает вызовы и угрозы биологической безопасности Кыргызстана
Вопросы, связанные с разработкой национального законодательства по обеспечению биологической безопасности Кыргызстана обсудили участники круглого стола: «Национальное законодательство КР, как фактор защиты от биологических угроз в условиях глобальных вызовов». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Как отметил директор Центра – политолог Игорь Шестаков, за последние 3 года, прежде всего, ввиду пандемии коронавируса, биобезопасность Кыргызстана стала одним из ключевых и приоритетных вопросов, как в общественной повестке, так и с точки зрения национальной безопасности.
- Как показали ранее проведенные Центром «Ой Ордо» форумы, COVID-19 воспринимается многими экспертами стран Центральной Азии и СНГ не как обычный вирус, а как элемент биологического оружия. Строительство очередной американской биолаборатории в Казахстане в 80 км от кыргызской границы вызвало в прошлом году широкий резонанс и среди общественности нашей республики, и на экспертном уровне, и даже стало поводом для митингов с требованием прекратить ее строительство, - напомнил спикер.
Он обратил внимание, что построенные на постсоветском пространстве при участии США биолаборатории, как правило, не контролируются местными властями.
- Кроме этого в экспертном сообществе СНГ бытует мнение, что американские лаборатории необходимо рассматривать с точки зрения инструмента политического влияния на страны ЕАЭС и ОДКБ, учитывая, что Пентагон – это не благотворительная организация, финансирующая научные исследования, а, прежде всего, военное ведомство США, которое имеет свои стратегические цели и задачи. Весь вопрос в том, насколько эти цели совпадают с интересами стран Центральной Азии. Кстати, накануне проведения нашего мероприятия в медиа появилась информация со ссылкой на СМИ Испании, что Вашингтон готов разместить в Казахстане свои биологические лаборатории, которые были вывезены с Украины, - поделился информацией эксперт.
В этой связи, находящейся на стадии разработки правительством первый законопроект по биобезопасности КР, по его словам, должен стать тем инструментом, который создаст надежные правовые механизмы по защите здоровья граждан от возрастающих угроз в этой сфере.
- Необходимо, чтобы законодательные инициативы были надежным щитом в обеспечении безопасности страны, а также они должны стать регулятором вопросов, связанных с международным сотрудничеством в данном направлении. При разработке законопроекта необходимо учитывать мнение общественности нашей страны, которая в 2011 году решительно выступила против размещения в Бишкеке канадской биолаборатории, поскольку она не отвечала нашим национальным интересам, - добавил И. Шестаков.
Подробнее о том, на какой стадии находится разработка законодательства в сфере обеспечения биологической безопасности Кыргызстана, рассказал председатель рабочей группы по его разработке – заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Нурболот Усенбаев.
- Разработка законодательной базы по обеспечению биологической безопасности в нашей стране затянулась. Этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х годов, первый вариант проекта закона был подготовлен в 2006 году, но он охватывал только одну сторону – генетически модифицированные организмы, поэтому его не приняли и отправили на доработку. Многие из направлений биобезопасности отражены в концепции национальной безопасности, в концепции экологической безопасности, в законе об общественном здравоохранении и т.д. Но единого закона, который помогал бы обеспечивать правовое регулирование внутри государства, определял бы деятельность госорганов и других заинтересованных сторон в обеспечении биобезопасности, у нас до сих пор нет, - констатировал инфекционист.
По его словам, в 2019 году при Минздраве КР была создана рабочая группа по разработке проекта закона о биологической безопасности, у которой были определенные наработки в данном направлении, но пандемия коронавируса и возникновение ряда других факторов несколько притормозили работу в данном направлении, в итоге написание законопроекта продолжается по сей день.
- Буквально осенью прошлого года мы были со своим законом в Женеве, где прошли консультационные встречи с экспертами по КБТО. Ими были просмотрены все положения представленного нами документа на предмет выполнения Кыргызстаном международных требований, поскольку республика является участницей многих конвенций и протоколов, которые регулируют вопросы биобезопасности. На сегодняшний день наша рабочая группа представлена практически всеми госорганами, на днях встал вопрос о включении в ее состав представителя ГКНБ, т.к. вопросы биобезопасности касаются и национальной безопасности в том числе. Группа интенсивно работает, на данном этапе мы собираем дополнения и замечания от государственных структур. В третьем квартале нынешнего года планируется передать готовый проект закона в правительство, - поделился информацией спикер.
Он отметил, что в процессе его разработки члены рабочей группы изучили законодательство по биологической безопасности многих стран, в том числе соседей.
- Сейчас такой закон есть в России – там он работает уже второй год. В ноябре прошлого года вступил в силу закон о биобезопасности в Казахстане. Чуть раньше аналогичный закон начал работать в Таджикистане. Первыми этот закон мы разработали, причем самостоятельно, но затянулся процесс согласования, и наши соседи приняли такие законы раньше, ориентируясь, в том числе, и на наши наработки. Мы же сейчас стараемся учесть все факторы, включая рекомендации ОДКБ по обеспечению биобезопасности. Вопросы биобезопасности не может рассматриваться исключительно внутри одной страны, есть единые международные подходы к этому вопросу, - подчеркнул спикер.
Отвечая на вопрос модератора, предусматривает ли этот законопроект появление в Кыргызстане зарубежных биолабораторий, Н. Усенбаев пояснил, что в закон будут вводиться механизмы регулирования, которые касаются разных аспектов, связанных с биологическими рисками. При этом он подчеркнул, что в республике нет доктрины экспериментальных биотехнологий.
- Вопрос может коснуться строительства современных лабораторий, но не экспериментального типа. Речь идет об усилении существующего потенциала, направленного на диагностическую часть. Мы не должны отставать в этом плане, мы должны иметь возможности распознавать и выявлять различные вирусы и патогены. Сейчас встают глобальные задачи не только перед нами, но и перед всем миром. Например, в течение 24 часов установить причину возбудителя какого-заболевания, а в течение 4 дней уже запустить тест-системы. Т.е. если возникнут какие-то несвойственные и нетипичные вспышки, мы должны иметь возможность своевременно их выявить, распознавать и начать противодействовать. Закон будет способствовать формированию в нашей стране соответствующего этим задачам потенциала. Закон касается обычных диагностических микробиологических лабораторий. Биологические лаборатории – это отдельная доктрина, и будут ли они у нас или нет, зависит от политических решений наших властей, - добавил Н. Усенбаев.
В свою очередь депутат ЖК КР Динара Ашимова обратила внимание, что для обеспечения биобезопасности одного только разрабатываемого законопроекта будет недостаточно.
- Нужен пакет законопроектов, т.к. изменения необходимо вносить и в уголовный и в административный кодексы, и во многие другие законы и подзаконные акты, касающиеся деятельности различных госорганов, которые будут задействованы в обеспечении биобезопасности. Т.е. нужно готовить законодательный пакет, - отметила парламентарий.
В этой связи она обратила внимание, что в Жогорку Кенеше при спикере создан и уже функционирует Совет по устойчивому развитию в условиях изменения климата. В него входят не только депутаты, но и министры, представители ГКНБ и др.
- Я думаю, что вопрос биологической безопасности нужно обсудить в рамках Совета, потому что законопроект может вызвать много вопросов у депутатов. Поэтому, чтобы этого не произошло, нам нужно поработать над проектом вместе, - предложила Д. Ашимова.
Подчеркнув актуальность обсуждаемой темы, она отметила, что и охрана окружающей среды, и сохранение биоразнообразия, и экология сейчас остро нуждаются в регламентации. Однако сегодня биобезопасность государства – это не только микроорганизмы и пандемии, она касается и вопросов национальной безопасности, учитывая, что есть понимание, что те же террористы вполне могут использовать биологическое оружие.
Кроме того в рамках круглого стола было отмечено, что в условиях нарастающего противостояния Вашингтона с Москвой и Пекином Кыргызстан, как и другие страны СНГ, является объектом повышенного интереса Пентагона, целью которого является использовать территории постсоветских республик для реализации своих биологических программ двойного назначения.
Об этом в частности может свидетельствовать принятая в октябре прошлого года Стратегия США по биобезопасности. В американском военном ведомстве исходят из того, что в будущих конфликтах роль биологического и токсинного оружия будет возрастать. С целью реализации планов по расширению своей сети биолабораторий на территории СНГ руководство DTRA (агентство минобороны США по снижению угроз) интенсифицировало свои контакты с властями ряда постсоветских государств.
Наталья Лобанова
Продолжение следует…
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320