Общество
30.05.2020

Как коронавирус подтолкнул образование к… «цифре»

Пандемия поставила систему образования Кыргызстана в непростую ситуацию. Об этом в рамках онлайн конференции: «Дистанционное образование в рамках развития межгосударственного образовательного пространства: ожидание и реальность» рассказал советник министра образования КР Расул Авазбеков

Он пояснил, что переход на онлайн формат заставил всех участников процесса осваивать новые навыки использования информационных технологий. В частности, речь идет об использовании онлайн платформ и мессенджеров, которые были задействованы для обеспечения двустороннего взаимодействия между преподавателями и учащимися. Параллельно для учителей разрабатывались инструкции по работе с данными ресурсами.

- У нас было всего три недели для организации процесса, который позволил бы охватить учащихся и студентов всей республики. При этом мы должны были исходить из того, что многие учащиеся не имеют гаджетов, а в отдаленных регионах и вовсе отсутствует интернет. При содействии национального оператора связи «Мегаком» было разработано и заполнено контентом специальное мобильное приложение, что позволило обеспечить наибольший охват учащихся, проживающих даже в отдаленных уголках республики. Помимо размещения видео уроков, электронных учебников и других материалов на специально разработанном интернет-портале и запуска образовательного Youtube канала, были организованы телеуроки, которые транслировались по центральным телеканалам, - сообщил советник.

Расул Авазбеков добавил, что учреждения средне специального и высшего образования ввиду наличия у них определенного опыта и технических средств были более подготовлены к переходу на дистанционное обучение.

- В этом году запускается процесс онлайн зачисления абитуриентов в высшие учебные заведения, - добавил он.

Продолжая тему, вице-президент Кыргызской Академии образования Улан Мамбетакунов сообщил, что был осуществлен ряд мероприятий не только по обеспечению доступности и непрерывности процесса обучения.

- Помимо организации учебного процесса были организованы «горячие линии» для оказания психологической помощи ученикам и их родителям, методической помощи для учителей. Кроме того, на телевидении была организована передача «Школа родителей», в которой квалифицированные психологи давали советы по вопросам общения с детьми и решения насущных проблем в условиях карантина, - рассказал Улан Мамбетакунов.

Он также выразил слова благодарности российским коллегам за возможность официально использовать ресурсы онлайн платформ, разработанных в России, таких как «Я-класс», «Яндекс-школа» и т.д.

О том, что переход на онлайн обучение превратился в круглосуточный процесс и стал тестом на профессионализм для педагогов, рассказала директор Колледжа БГУ Дамира Конокбаева.

- У преподавателей создалась сложная среда для демонстрации перед обучающимися, их родителями и сообществом в целом своего профессионализма и творческого подхода к труду. Вынужденный переход на онлайн обучение стал испытанием для уровня профессиональной квалификации педагогов. В итоге каждый из нас увидел свои слабые места и в уме поставил себе галочку как ориентир для повышения своего квалификационного уровня, - поделилась своим мнением докладчик.

По ее мнению, обучение в карантинной ситуации также протестировало качество электронных учебно-методических разработок педагогов, их предметные знания, умения в области использования дистанционных технологий и многое другое.

- Несмотря на все возможности и некоторые преимущества дистанционного обучения, практика показала, что замену режима живого диалога педагога и учащегося на дистанционные каналы общения, трудно назвать комфортной и более эффективной. Самый главный минус в том, что теряется важный компонент в педагогике – эмоционально-психологическая составляющая процесса. Тем не менее, в условиях пандемии, дистанционное обучение выручило систему образования, и дало опыт для будущей цифровизации, - уверена Дамира Конокбаева.

Согласился с ней и проректор Кыргызско-Российского Славянского Университета Леонид Сумароков, который подчеркнул, что цифровизация образования негативно отражается на воспитательной части образования.

- Педагогический процесс – очень сложное явление, включающее в себя и саму его цель, и технологии обучения. И я не могу согласиться с мнением, что онлайн процесс в образовании должен стать основным. Во-первых, потому что законодательство и России, и Кыргызстана гарантирует удовлетворение запроса всех слоев населения на получение образования. Во-вторых, вузы помимо обучения занимаются еще и вопросами социализации обучающегося. А этот процесс возможен только на основе непосредственного общения педагога и студента, - отметил Леонид Сумароков.

Согласилась с ним и, куратор программ по русскому языку и образованию РЦНК в КР Ирина Царева, которая убеждена, что онлайн формы образования должны совмещаться с традиционными формами обучения.

Заведующая кафедрой востоковедения МУК Алина Молдокеева поделилась опытом внедрения цифровых технологий в Международном Университете Кыргызстана.

- С прошлого МУК приступил к внедрению нового программного продукта – «Мой университет», разработанного российскими программистами, и внедренного в некоторых вузах России. Данная программа должна была помочь студентам и преподавателям в улучшении учебного процесса, - рассказала востоковед МУК.

По ее словам, несмотря на то, что программа обкатывалась какое-то время, основные ее плюсы и минусы были выявлены во время чрезвычайного положения в Кыргызстане. Так, стало очевидным, что обычные критерии проведения занятий не актуальны в условиях дистанционного обучения, в связи с чем необходимо менять подход.

- Сегодняшняя молодежь находится под постоянным информационным прессингом и для того, чтобы удержать внимание студентов на процессе преподавания нужны новые более красочные инструменты обучения. В итоге мы пришли к выводу, что необходимо менять педагогический подход, мониторить новые технологии с точки зрения представления контента, легкости использования и т.д., - поделилась опытом Алина Молдокеева.

Положительными аспектами дистанционного образования, по мнению доцента КНУ им. Баласагына Аиты Султаналиевой, являются гибкость, модульность, параллельность, широкий охват аудитории, возможность одновременного обращения ко многим источникам информации, экономичность, технологичность, интернациональность, социальное равноправие. Однако в Кыргызстане сохраняются барьеры, которые препятствуют его развитию.

- В число таких барьеров, прежде всего входят несовершенство нормативной правовой базы по организации и функционированию системы дистанционного образования, низкий уровень подготовки работников системы образования и недостаточное развитие цифрового образовательного контента. Мешает цифровизации системы образования и отсутствие концепции развития и использования в учебном процессе лицензионного и свободного программного обеспечения, соотнесенного с требованиями образовательных стандартов и обеспечением учебного процесса, а также слабое развитие механизмов внедрения полученных результатов для всех уровней и ступеней образования, - отметила Аита Султаналиева.

В свою очередь профессор Московского городского педагогического университета д.п.н. Виктор Ницевич поделился опытом создания цифрового университета в России.

- При создании цифрового университета, мы исходили из того, что, во-первых, в модели цифрового университета ключевую роль должна играть интеллектуальная цифровая система как основа работы со студентами и преподавателями, во-вторых, цифровой университет должен обеспечить гарантию качества выпускников, - пояснил докладчик.

Он рассказал и о новых подходах к преподаванию, подчеркнув, что с введением онлайн обучения на преподавателей возросла методическая нагрузка.

- Мы базировались на трех составляющих: аппаратные средства – создают технические возможности, программные средства - создают интеллектуальную образовательную систему и методические средства. Исходя из этого, мы пересмотрели подходы к труду преподавателя. Если сегодня на учебную работу он затрачивает 70 процентов своего рабочего времени, а остальные 30 процентов делит между научной и методической работой, то в цифровом университете на учебную деятельность отводится не более 30 процентов времени, остальное время отводится на методическое поддержание интеллектуальной системы в актуальном состоянии, - сообщил Виктор Ницевич.

По его словам, цифровой университет должен основываться на трех базовых принципах. Это непрерывность образования, его вариативность и самостоятельное обучение, раскрывающее способности студента.

- Рейтинги вузов, определяемый госорганами – это вчерашний день. В современном мире должна существовать конкуренция образовательных программ. Именно в них концентрируется интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава вуза, отражаются запросы работодателей и весь инструментарий обучения студентов, - добавил профессор.

Об опыте стопроцентного перехода на дистанционную форму работы Московского государственного университета пищевых производств рассказал его ректор, д.э.н., профессор Михаил Балыхин.

- Наш университет на сто процентов переведен на дистанционную форму работы. Нам удалось создать свою цифровую среду, которая позволяет общаться не только преподавателям и студентам, но и активно вовлекает в данный процесс и абитуриентов, и их родителей. Цифровизация коснулась не только процесса обучения, но и проведения научных мероприятий и конференций, и даже проведения ученых советов с онлайн голосованием, - поделился опытом ректор.

Он также озвучил плюсы и минусы использования цифровых технологий и организации процесса онлайн образования.

- К плюсам можно отнести полную персонификацию, т.е. возможность преподавателя общаться с каждым студентом персонально. Также это положительно сказывается на увеличении спроса на дополнительное профессиональное образование, - рассказал Михаил Балыхин.

К минусам он отнес в первую очередь необходимость использования зарубежной техники и инструментария, что не гарантирует полной интернет-безопасности.

Второй недостаток кроется в том, что дистант подрывает институт наставничества, не позволяя обеспечивать непосредственную передачу навыков студенту преподавателем.

- Нами разработаны онлайн симуляторы, позволяющие студентам «работать» в цехах и пекарнях, но это все же только виртуальные игровые модули, которые не могут заменить живое общение, - поделился информацией профессор.

Несколько другой темы коснулся в своем выступлении ректор Института глобального образования, Председатель Совета по развитию человеческого потенциала Ассамблеи народов Евразии, д.п.н., профессор Александр Князев. Он говорил о необходимости внедрения психодиагностики для абитуриентов и учащихся.

- Я сейчас работаю над психодиагностической онлайн платформой, которая позволяет проводить оценку личностных и профессиональных компетенций кадров. Эта разработка востребована, т.к. позволяет компаниям подбирать качественный состав персонала. Однако вузы до сих пор сохраняют инертность в этом вопросе. В итоге возникает рассогласование интересов бизнеса и производства с качественными характеристиками молодого специалиста, - сообщил профессор.

По его словам, две трети российских вузов работают вхолостую, так как их выпускники не работают по приобретенной специальности, потому что к середине или концу обучения понимают, что это не их призвание.

- А происходит это потому что вузы не производят качественную характеристику своих абитуриентов еще при поступлении. Поэтому образовательный процесс должен начинаться именно с этого, не для того, чтобы отсеять абитуриентов, а для того, чтобы помочь им подобрать специализацию в соответствии с качествами и данными, изначально заложенными в молодых людях, - пояснил Александр Князев.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320