Эксперты высоко оценивают итоги внешнеполитической деятельности Кыргызстана в уходящем году, прежде всего, с точки зрения успешного председательства республики в ОДКБ и ОТГ. Такие выводы были озвучены во время круглого стола: «Внешнеполитические итоги года Кыргызстана: от коллективной безопасности до тюркской интеграции», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
Как отметил экс первый замминистра обороны КР, кандидат философских наук Мурат Бейшенов, Кыргызстан провел больше ста мероприятия, причем на очень высоком уровне. Хорошо сработали и по участию в Генассамблее ООН, где наш президент очень профессионально выступил. В Кыргызстане широко отмечалось 80-летие Великой Победы – было проведено множество мероприятий на разных уровнях. В рамках председательства в Организации договора коллективной безопасности Бишкек приложил множество усилий по ее развитию и укреплению единства, что высоко оценили партнеры Кыргызстана по ОДКБ.
По словам заместителя директора ИСАП при КРСУ Арсена Усенова, в 2025 г. ОДКБ достигла всех намеченных целей в обозначенных в начале года приоритетах председательства Кыргызстана. Помимо военной составляющей они касались целого ряда направлений по совершенствованию взаимодействия стран-участниц организации, углубления сотрудничества с профильными структурами СНГ и ШОС, усиления противодействия распространению терроризма и экстремизма, борьбы с наркотрафиком.

- Примечательно, что в этом году Организация уделила особое внимание взаимодействию с научно-экспертным сообществом. В частности, Парламентская Ассамблея ОДКБ в 2025 г. работала с ведущими государственными научными учреждениями и организациями высшего образования, в том числе научными институтами и аналитическими центрами при вузах, в интересах повышения качества мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования обстановки в зоне ответственности Организации в контексте вызовов и угроз современности.
В частности, ПА ОДКБ были проведены ряд конференций и форумов, а вузы участвовали при подготовке рекомендаций к тематическим модельным законодательным актам, разрабатываемых, как в целях повышения эффективности работы организации, так и для принятия упреждающих мер противодействия перспективным угрозам и рискам. Это говорит о том, что сегодня это организация не только по коллективному реагированию на возникшие опасности, но и обеспечения стабильного и мирного развития зоны ответственности, - подчеркнул эксперт.
Сегодня одним из дискуссионных вопросов является озвученная Азербайджаном на саммите ОТГ в Габале инициатива о формировании военного компонента в рамках Организации тюркских государств. Стоит отметить, что заявление Баку стало неожиданностью для среднеазиатских республик, участвующих в процессе тюркской интеграции, две из которых – Кыргызстан и Казахстан – являются членами ОДКБ. По оценкам экспертов, таким образом президент АР И. Алиев пытается распространить модель военного сотрудничества Азербайджан – Турция на всю ОТГ, что не соответствует интересам большинства ее членов.
- Что касается вопросов коллективной безопасности – если говорить об этом серьезно, то ключевым фактором, который может являться ее гарантом, выступает наличие ядерного оружия. ОДКБ, где ключевым игроком, как ни крути, является Россия – ядерная держава. И она может обеспечить серьезную безопасность остальным членам Организации, - отметил системный аналитик Мурат Мусабаев.
.jpg)
По его словам, если даже теоритически предположить, что страны ОТГ вознамерились подойти к вопросам создания военной составляющей, то надо понимать, что ни одна из стран этого объединения не входит в ядерный клуб. Т.е. ни одна из стран-участниц ОТГ не сможет обзавестись ядерным оружием. Во-первых, никто ей этого не позволит, во-вторых, на это необходимо огромное количество средств и времени. Т.е. это вопрос бесперспективный.
- Я уже не говорю об исторических фактах. Во время Второй мировой войны Турция воевала на стороне гитлеровской Германии. А наши предки воевали на другой стороне, т.е. по сути, мы и турки воевали друг против друга. И это только навскидку один из примеров. Сегодня Турция является членом НАТО. Как, даже теоритически можно себе представить, что возможен военный союз в рамках ОТГ? Мы являемся членами ОДКБ. Это давно существующая и хороша зарекомендовавшая себя структура, которая развивается и не стоит на месте. При этом, говоря о реальной безопасности, мы должны учитывать возможности ядерного сдерживания, которые нам обеспечивает Россия, - подчеркнул спикер.
Важно обратить внимание, что еще со времен холодной войны и гонки вооружения столицы среднеазиатских республик находятся под прицелом американских ядерных боеголовок. И даже после того как Советский союз перестал существовать, не поступало информации о том, что США удалили из программы наведения координаты главных городов государств, ставших независимыми после распада СССР.
Директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова также считает недопустимым вести разговоры о создании военного тюркского союза.
.jpg)
- Сейчас с подачи Турции, как члена североатлантического блока, инициируется военная интеграция в рамках ОТГ, но это недопустимо. Если турецкая сторона хочет создать военно-политическую структуру с тюркскими странами, ей нужно выйти из военного альянса, но этого не будет, поэтому и о формировании военно-политического компонента на базе Организации тюркских государств не может идти и речи, - поделилась мнением эксперт.
Она подчеркнула, что сейчас Россия в одиночку воюет с НАТО, тратя миллиарды долларов на ведение СВО, все понимая и ничего не требуя от своих союзников по ОДКБ, которую при этом члены Организации оправдано считают гарантом своей безопасности.
- Можно однозначно сказать, что нам это объединение нужно больше, чем Москве, потому что российская сторона, как мы видим на примере украинского конфликта, в состоянии самостоятельно противостоять угрозам, а мы нет. Поэтому нам нужно активнее действовать и развивать Организацию договора коллективной безопасности. Радует и обнадеживает, что это осознается высшим руководством Кыргызстана. Под зонтиком ОДКБ мы чувствуем свою безопасность – у нас есть ПВО и прочие виды современного вооружения, причем получаем мы его на безвозмездной основе, т.е. Россия в отличие от Турции не предлагает нам покупать военную технику, вооружение и т.д. Все это мы как партнеры в рамках ОДКБ и по линии двусторонних контактов с российской стороной получаем бесплатно.
В девяностые годы, когда распался Советский союз, первыми здесь – в Кыргызстане и других странах нашего региона появились турки и американцы. США заходили через Корпус Мира, потому что Акаев открыл настежь двери и объявил Кыргызстан островком демократии. Турция начала повсеместно строить мечети. Причем, строительство контролировалось турецкими спецслужбами. Учитывая, что Турция является членом НАТО и действует под протекторатом Британии, мы можем с уверенностью сказать, что у них изначально были на наши страны большие планы, т.е. турецкая сторона планомерно и системно вплетает в нашу общественно-политическую канву не только свою политику, но и геополитические интересы Великобритании. На недавнем саммите в Вашингтоне, где состоялась встреча глав государств ЦА с американским президентом, наши страны не выглядели, как независимые субъекты большой политики. США рассматривает наш регион, как объект американских интересов.
Турция в нас тоже видит объект своих интересов. Об этом говорят инициативы Анкары. Например, переименовать Среднюю Азию в Туркестан. А нас спросили, нам это надо? Нет, конечно, никто не счел нужным с нами советоваться, потому что ни Турция, ни США, ни Евросоюз не видят в нас независимые государства. Эрдоган давно продвигает нарратив «одна нация – шесть государств», подразумевая, что все мы должны идеологически ориентироваться на Турцию. Получается свой язык, свою культуру, свои традиции, которые формировались веками, мы должны адаптировать или, проще говоря, положить на алтарь так называемой тюркской идентичности, т.е. перестать быть кыргызами, казахами, узбеками, а стать турками.
С этой целью, в частности, Анкарой реализуется задача по замещению «советского наследия» пантюркистскими традициями и нарративами. Для этого лоббируется корректировка школьной программы путем включения в нее «единых тюркских» учебников. В подобной литературе внимание акцентируются на ложном тезисе о якобы повсеместном ущемлении Москвой прав тюрок «на протяжении веков», вымарываются достижения Кыргызстана советского периода, принижается вклад кыргызского народа в дело Победы над фашизмом, проводятся попытки реабилитировать басмачей, участников Туркестанского легиона СС и т.д.
Лицемерность такого подхода проявляется в том, что, декларируя «братство тюркских народов», Анкара на деле продвигает туркоцентричный нарратив, в котором для центральноазиатских тюркских народов предусмотрена второстепенная роль, - подчеркнула К. Эрназарова.
Политолог, директор НИИ «Геополитики и стратегии» Канатбек Азиз выразил несколько альтернативную точку зрения, подчеркнув, что роль Центральной Азии в формировании новой геополитической реальности стремительно возрастает, поскольку регион переходит от статуса периферийного объекта к позиции самостоятельного узла мировой политики.

- Комбинация редких ресурсов, водно-энергетического потенциала, стратегического транзита и пересечения интересов Китая, США, ЕС, Индии, Турции, России и Ближнего Востока формирует уникальный контур, в котором наш регион становится не только пространством конкуренции, но и площадкой для выработки новых правил и инфраструктурных стандартов Евразии. Все это говорит о том, что интеграционные процессы в регионе и вокруг него показывают свою высокую полезность, но вместе с тем, их эффективность определяется не масштабом или широтой объединений, а способностью государств защищать и продвигать собственные национальные интересы. В формате «5+» – будь то «ЦА + Китай», «ЦА + ЕС», «ЦА + США» или «ЦА + Ближний Восток». На наш взгляд, ключевая задача состоит не в механическом присоединении к внешним повесткам, а в формировании общей платформы будущего, на которой каждая страна региона сохранит свою уникальность, институциональные особенности и стратегические приоритеты, в том числе и в вопросах обеспечения безопасности, - подчеркнул эксперт.
В свою очередь независимый эксперт Марат Абдылдаев отметил, что все международные объединения можно подразделить на три категории: культурные, экономические и политические/военно-политические союзы.

- На мой взгляд, нам такие союзы нужны: и ОТГ, как культурно-гуманитарное сотрудничество, и ЕАЭС, где превалирует торгово-экономическая повестка, и ОДКБ, как военно-политический союз. В нынешних условиях обеспечение безопасности – это ключевая задача, решить которую без поддержки союзников, особенно таким небольшим странам, как наша, практически невозможно. Несмотря на все минусы и шероховатости, которые имеют место в рамках Организации договора коллективной безопасности, Кыргызстану это объединение нужно даже больше, чем России.
Если смотреть далеко на перспективу, то вряд ли тесный союз с китайцами нам более выгоден, чем союз с русскими. Говорить об Америке, Западной Европе вообще не приходится, как и о Турции. С Россией у нас исторические и человеческие связи, мы взаимосвязаны в плане экономики, технологий и т.д.
Сейчас происходит технологическая революция, и в одиночку мы в этот процесс не попадем, поэтому нужно выбирать с кем из партнеров нам выстраивать технологический союз, в противном случае мы будем сильно отставать. При этом нужно четко понимать, кто готов нас реально поддерживать и делиться технологиями. Поэтому, я думаю, руководство нашей страны выбрало правильный внешнеполитический курс и грамотно расставило приоритеты. При этом, конечно, не нужно разрывать отношения с США и с ЕС, как и с Турцией. ОТГ я рассматриваю в большей степени, как культурный союз. В общем, со всеми государствами надо сотрудничать, но с позиции собственных интересов. Есть такая поговорка, не бывает плохих друзей, бывает неправильная дистанция. Т.е. нам нужно правильно выбирать собственную дистанцию, - поделился мнением спикер.
Отчасти поддержал эту мысль политолог Айболот Айдосов, подчеркнув, что в условиях повышенной геополитической турбулентности и хрупкости международной архитектуры безопасности Кыргызстан на мировой арене пытается занять наиболее выгодные для себя позиции.

- Сейчас мы живем, как в «Крестном отце» – ничего личного, только бизнес. Тот же бывший министр иностранных дел Российской Федерации Иванов говорил, что в настоящее время нет союзников, есть только интересы. Мы сейчас пребываем в таком мире, когда между, казалось бы, родными людьми, которые имеют общую историю, отношения измеряются цифрами – мне выгодно, тебе выгодно. И с этой позиции, конечно, Кыргызстан пытается во внешней политике ориентироваться, прежде всего, на свои интересы.
И этим объясняется то, что сегодня мы активно сотрудничаем и с тюркским миром, и с Россией, и с Китайской Народной Республикой. Это просто фантастика, как Китай сегодня развивается. По сути, они на себе замкнули всю мировую торговлю, и Кыргызстану повезло, что мы находимся рядом с этим государством. Вопрос в том, как мы используем этот потенциал. Сегодня нужно не только опираться на прошлое, но и смотреть в будущее. При этом нужно понимать, насколько наша картина будущего совпадает с видением будущего наших нынешних партнеров по ОДКБ, ОТГ и т.д.
При этом важно обратить внимание на нашу историю. Кто нам пишет эту историю, как ее пишут, в каком направлении и для чего. Если мы сами не будем заниматься собственной историей, нам ее напишут. Важно обратить внимание на то, что наша история – история кыргызов, Кыргызстана все время переписывается. То она великая, то она невеликая. То мы тюркский мир, то мы гунны, то мы кочевники, то мы рядом с оседлыми народами. Эти моменты нужно систематизировать, - добавил А. Айдосов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320