В центре внимания
28.06.2019

Ишенбай Кадырбеков: политическую дуэль начал Атамбаев, но в ней может не оказаться победителей

Лидера нации или хотя бы «серого кардинала» из Алмазбека Атамбаева не вышло – подвели его «взрывной» характер, завышенные амбиции и обидчивость, которые помимо всего прочего в итоге привели Кыргызстан к серьезному внутриполитическому противостоянию. Бывший президент создает в республике предпосылки для нарушения стабильности, которой он в свое время очень любил хвалиться. Об этом и многом другом в интервью «Регион.kg» рассказал экс-депутат парламента КР, общественный деятель Ишенбай Кадырбеков.

«Регион.kg»: Эту войну начал сам Атамбаев? Все мы помним, что долгое время Сооронбай Жээнбеков игнорировал многие выпады своего предшественника, многие вещи молча проглотил...

- Так и было, действительно нападать и обвинять стал Атамбаев, а Жээнбеков не обращал на него внимания. Он же прекрасно знает характер Алмазбека Шершеновича, поэтому эту позицию президент должен был держать и дальше. Возможно, глава государства должен был понять обиду другой стороны, проявить больше терпения. Атамбаев, и он сам об этом ни раз говорил, многое сделал, чтобы привести в Жээнбекова президентское кресло. Экс-президент чего только ни делал, даже с Назарбаевым разругался, чтобы выборы выиграл Сооронбай Жээнбеков. С этой точки зрения его обида, вроде бы, понятна. Но с другой стороны, речь идет о общественно-политической безопасности и стабильности государства, поэтому Атамбаев должен был спрятать свои обиды и вести себя достойно. Ему нужно было стать дипломатичным консультантом, не давить на Жээнбекова, а советовать. Но он этого не сделал, он вступил в открытую конфронтацию со своим преемником.

«Регион.kg»: Как будут развиваться события?

- Сейчас любой исход и любое развитие ситуации не принесет очков ни одной, ни другой стороне.

Атамбаев делает большую ошибку, заявляя, что надвигающейся лавине законности намерен противопоставить силовые методы. В данной ситуации он не должен этого делать. Он не должен демонстрировать силу и оказывать силовое противостояние. Атамбаев должен поверить своему народу и быть оппонентом власти с юридической позиции. Тем более, что бывший президент имеет в распоряжении масс-медиа и финансовые средства. И если бы в этой ситуации он заимел бы поддержку общественности, именно доказывая правовыми методами свою правоту, он бы имел шансы на выборах в ЖК. Если же на все юридические аргументы сторонники Атамбаева будут отвечать не юридическими методами, а оружием, то он проиграет политически.

Однако и действующая власть при проигрыше Атамбаева, может ничего не выиграть. Потому что в любом случае, часть населения будет это воспринимать, как гонения, как политические репрессии. В этой связи сейчас власть должна действовать исключительно в правовом поле, так как общественность будет внимательно смотреть, как будет проходить следственный и судебный процессы. Если сейчас следственные и судебные органы пойдут по тому же пути, что и во время следствия и суда в отношении Текебаева, т.е. выходя за правовое поле – взрыв неминуем. В этой ситуация произойдет формирование определенной позиционной силы вокруг Атамбаева.

Сооронбаю Жээнбекову нужно обеспечить беспристрастное расследование бывшего президента. В этом случае люди правильно поймут и оценят его снисходительность в отношении оппонента, и даже осудят Атамбаева – чего он постоянно лает на президента. Как Путин всегда говорил про Атамбаева– наш партнер погорячился, наш партнер одумается. Если бы Жээнбеков сохранил эту позицию, то он выиграет эту политическую дуэль.

Если стороны этим путем не пойдут, то в этой ситуации может появиться третья сила, которая на фоне этого противостояния, может скоординировать силы и прийти в парламент в следующем году.

«Регион.kg»: Возможен ли кровопролитный вариант развития событий?

- В отличие от других стран Кыргызстан прошел две революции и имеет определенный иммунитет. Возможно, будут какие-то очаги нестабильности, но они будут локальными, и они не будут подхвачены всей страной. Сейчас народ будет пристально следить за тем, как власть будет вести себя в отношении Атамбаева – справедливо в пределах правового поля или же за его пределами, как это было с Текебаевым. Если только они выйдут за правовые пределы, тогда может сработать принцип «наших бьют». Сейчас все в руках власти, но они ни на один шаг не могут выступить за правовое поле, потому что если они это сделают, это будет очень опасно.

«Регион.kg»: Немаловажную роль в новом витке конфронтации бывшего и действующего президентов сыграл Жогорку Кенеш, который, собственно, и лишил Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента. Что Вы об этом думаете?

- Парламент тоже нарушил нормы Конституции. Депутаты должны были из «Закона о гарантиях президента» убрать 12 статью, как предлагал Исхак Масалиев, а не делать много ненужных вещей, как то, вводить неприкосновенность экс-президента в этот закон, которая была приравнена к неприкосновенности президента. В итоге им пришлось преодолевать свои же решения. Тем самым депутаты подставили себя под удар, настроив против себя народ, который воспринимает это так, что сейчас они сдают Атамбаева. Они должны были просто сказать – в Конституции нет такой нормы, как «неприкосновенность экс-президента», поэтому мы ее убираем и из закона о гарантиях, и все. Дальше пусть работает генпрокуратура, ввиду отсутствия неприкосновенности, и сейчас бы Атамбаев имел дело с правоохранительными органами, а Жогорку Кенеш был бы в стороне. Парламент же сам себя загнал в угол, тем самым разделив народ на два лагеря. Одни критикуют парламент, называя их предателями, вторые их поддерживают, мол пусть это будет уроком и бывшему, и действующему, и будущим президентам, что принцип неотвратимости наказания будет действовать для всех.

«Регион.kg»: Какие из предъявляемых обвинений в адрес Атамбаева Вы считаете обоснованными? Какие ошибки были допущены им на посту президента?

- Атамбаев за период своего правления тоже много всего натворил. Конечно, и что-то хорошее он сделал, но и негативного было не меньше. А люди плохое помнят лучше, чем хорошее.

Начнем с того, что любой политик, тем более, на большом государственном уровне должен бояться политического прецедента, и стараться не допускать его, т.к. он имеет свойство возвращаться бумерангом. В свое время Атамбаев в отношении своих оппонентов создал прецедент политических гонений, когда возбуждались уголовные дела против депутатов, крупных политиков. Это была его большая ошибка.

Но главной ошибкой экс-президента и его окружения, было игнорирование норм Конституции.

В КР есть «Закон о гарантиях президента», 12 статья которого предусматривает неприкосновенность экс-президента. Но есть еще и Конституция, которая стоит выше этого закона. Так вот, в Основном законе исключена неприкосновенность экс-президента, учитывая, что каждый человек, который находится у власти, должен чувствовать неотвратимость наказания, неотвратимость нести ответственность за свои деяния. Почему именно в Конституции зафиксировано это положение? Потому что в ее самой важной главе «О правах граждан» написано, что все граждане равны перед законом. Исключениями, которые имеют неприкосновенность, являются президент, депутаты и судьи. Про экс-президента речь не идет. Таким образом, противостоять конституционному положению о равенстве перед законом, путем принятия дополнительных законов нельзя. Поэтому и президенты, и депутаты, и судьи должны принять во внимание, и понимать, что по истечении их полномочий, он за все свои деяния будут отвечать. Это должны были понимать и в окружении президента Атамбаева. Это первое.

Второе, в редакции Конституции 2010 года содержится исчерпывающее описание полномочий президента, чего в более ранних вариантах Основного закона не было. Раньше были описаны основные полномочия, и стояла приписка «и иные», в данной редакции отмечено «и исчерпывающие полномочия». Что это значит? Это значит, что субъект не имеет права отходить от своих полномочий, в которые не входят полномочия по социально-экономическим вопросам, а внутренняя и внешняя политика делегирована премьер-министру.

Между тем, в нарушение Конституции, Атамбаев через своих депутатов внес изменения в закон, согласно которому дал себе право определения внешней политики. Также он начал заниматься экономическими делами, в связи с чем сейчас и стоит вопрос его вмешательства в реконструкцию ТЭЦ, исторического музея и т.д. По сути, Атамбаев сам создал почву для обвинений его в превышении полномочий и узурпации власти, поскольку покусился на чужие полномочия. Ведь, все шесть эпизодов, которые инкриминируют экс-президенту, находятся в плоскости превышения им своих полномочий.

Третья ошибка Атамбаева в том, что он начал делать политические ходы и вмешиваться в выборные процессы, с тем чтобы подготовить себе приемника и расставить своих людей на ключевые позиции – президент, премьер-министр, спикер. Но в политике не бывает «своих». В политике бывает только интерес. Соответственно, Алмазбек Шершенович должен был понимать, что кого бы он ни поставил, эти люди рано или поздно в своих интересах будут делать свою политику, а не то, чего хочет экс-президент. Атамбаев этого не понял, и с первых же дней стал покушаться на самостоятельную деятельность действующего президента, с этого и началось их противостояние.

Не прав был Атамбаев, и когда пошел на конфронтацию с Жогорку Кенешем, вместо того, чтобы выстраивать дипломатические отношения с ним. Если бы у него были хорошие дипломатические отношения с депутатами, парламент мог бы стать связующим звеном между двумя конфликтующими сторонами, не позволяя им доходить до крайних точек. Вместо этого Атамбаев создал второй фронт – начал нападения на депутатов, якобы, они его предали и повернулись в сторону Сооронбая Жээнбекова. Но это естественный процесс. В ЖК сидят люди зависимые – олигархи, которые будут там, где власть, ради того, чтобы защитить свой бизнес, свои интересы. Но экс-президент этого опять же не понял. И это его очередная ошибка. А в купе с его остальными ошибками, ситуация накалилась и в итоге взорвалась – с него сняли статус экс-президента.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320