Для зарубежных компаний, которые готовы участвовать в разработке горнорудных месторождений, Кыргызстан все больше превращается в «горячую точку».
Негативный климат
В течение прошлого года тема взаимоотношений между инвесторами и местными сообществами была одной из ключевых в контексте инвестиционного климата и привлечения в горнодобывающую отрасль новых зарубежных компаний. Но если с самых больших высот вертикали власти звучали оптимистичные заявления о том, что Кыргызстан заинтересован в притоке зарубежного капитала, то в это самое время в регионах кипели разборки, и возникало немало конфликтных ситуаций между различными группами населения и бизнес-компаниями. Зачастую эти баталии заканчивались сожжением и погромами офисов компаний.
«Такого рода действия незаконны и неправомерны, они будут интерпретированы в рамках законодательства нашей страны с принятием соответствующих мер со стороны правоохранительных органов», - не раз заявлял на встречах с бизнесменами первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев. Но задержания зачинщиков беспорядков и возбуждение уголовных дел не стали защитным барьером для инвесторов. О чем свидетельствуют результаты исследования, которое проводил Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), при участии партнерских организаций КР.
Полигоном для социологических опросов местных сообществ, в плане их отношения к инвесторам, стали 8 населенных пунктов страны, которые охватывали 6 областей республики. Эти пункты являются не только щедрыми на золоторудные и другие сырьевые месторождения, но и наиболее критически настроены по отношению к зарубежным бизнес-компаниям. Лишь в Жумгале и Джети-Огузе менее чем 40% населения относятся к горнодобывающей деятельности положительно или нейтрально. В остальных населенных пунктах инвесторов практически не хотят видеть даже после оказания финансовой помощи региону. Речь идет о Кадамжае, Чон-Алае, Нарыне, Таласе и Ала-Буке. Причем, как подчеркивают авторы исследования, в Нарынской области вообще не хотят видеть китайских бизнесменов. Здесь к борьбе с инвесторами больше всего готова молодежь. В Ала-Буке и Кадамжае население готово противостоять инвесторам еще на этапе разведки месторождений. В ряде районов Таласа угрозы звучали даже в адрес тех, кто проводил исследование, поэтому понятно, что может ожидать самих инвесторов. Был случай, когда представителей инвесторов жители одного из сел преследовали на машинах на протяжении 60-километров. В Чаткале также высокий уровень готовности к любым акциям протеста, которые, по своей сути, далеки от мирных митингов. Накаленная обстановка по отношению к инвесторам на юге Кыргызстана, по мнению экспертов, может коснуться не только горнодобывающих проектов.
Самый благоприятный инвестиционный климат был зафиксирован в Джети-Огузе. Он был достигнут благодаря положительному отношению населения к разработчикам «Кумтора». Жители этого района - одни из немногих, кто считает, что Кыргызстану нужно наращивать освоение месторождений и устанавливать деловое и взаимовыгодное партнерство с инвесторами. В целом, во всех «горячих точках», как отмечается в исследовании, к «Кумтору» зафиксировано самое лояльное отношение.
Главные факторы - экология и коррупция
Согласно исследованию, основное недовольство местных жителей вызывают экологические вопросы освоения месторождений. Местные сообщества убеждены, что добыча сырьевых ресурсов приведет к отравлению воды и глобальному загрязнению окружающей среды. Кроме этого, в Таласе полагают, что золотодобыча напрямую несет в себе опасность радиационного воздействия непосредственно на жителей области.
«Нам ничего не нужно от горнодобывающих компаний. Мы всего лишь беспокоимся о нашем здоровье и экологии. Даже если горнодобывающие компании будут асфальтировать местные дороги, я уверен, что местное население будет против них», – отмечает один из участников опроса в Ала-Буке.
В Чон-Алае полагают, что золотодобывающие компании активно используют токсичные вещества. «Даже если они обещают деньги, 5000 долларов на каждого человека, нам это не нужно, потому что мы предпочитаем жить в чистой окружающей среде», - заявил один из жителей Таласа. Но в то же время представители местных сообществ отмечают, что со стороны чиновников центральной и местной власти нет информации о том, что конкретно может угрожать жителям от разработки месторождений. Негативное восприятие инвесторов в основном строится за счет слухов и информации, которые распространяются от друзей, родственников и знакомых.
Вторая серьезная проблема заключается в том, что жители регионов считают, что разработка месторождений не идет на пользу стране, а служит источником обогащения для членов правительства, депутатов и работников местных администраций. Поэтому во всех конфликтных населенных пунктах юга страны, где жители наиболее агрессивно настроены к бизнес-компаниям, слабо верят в заверения представителей правительства, что горная отрасль является для страны благом. Впрочем, не доверяют на юге и представителям НПО, которые не могут играть роль миротворца в этом вопросе. В то же время, позиция властей пользуется самым высоким доверием в Джети-Огузе и Нарыне. Кстати, в Джети-Огузе лучше всех осведомлены о том, как ведется разработка «Кумтора», поэтому здесь более 50 процентов населения доверяют информации, которую они получают непосредственно от самих инвесторов. Для примера, в Чон-Алае этот показатель составляет всего лишь 13 процентов.
В рекомендациях авторов исследования отмечается, что необходимо предоставить свободный доступ местным сообществам к постановлениям и соглашениям с инвесторами. Ужесточить меры против спекуляций или махинаций при разработке горных месторождений. Но эксперты также пришли к выводу, что инициативы решения парламента и правительства о том, что зарубежные компании должны направлять дополнительные средства на развитие социальной инфраструктуры регионов, не являются спасательным кругом.
- К примеру, в 2011 году «Кумтор оперейтинг компани» направил на социальные нужды в Фонд развития Иссык-Кульской области более 10 миллионов долларов, - сказал в интервью «Регион.kg» один из участников исследования, независимый эксперт Гани Асаналиев. – Но в результате Фонд даже не нашел средств для того, чтобы поздравить ветеранов ВОВ Иссык-Кульской области с Днем победы. На примере «Кумтора» видно, что госадминистрации, местные органы самоуправления не отчитываются перед населением о полученной от инвесторов финансовой поддержке. Они, как правило, остаются в стороне от разборок между бизнес-компаниями и населением. Зато активны, когда нужно выбивать из инвесторов деньги.
Между тем, за период с 1994 по 2011 годы «Кумтор оперейтинг компани» направил в Фонд развития Иссык-Кульской области более 23 миллионов долларов. Впрочем, есть и другие прецеденты, когда миллионные вложения в регионы инвесторов в подобные фонды уходили в карманы, так называемым, общественным лидерам.
Замкнутый круг
Обширный список рекомендаций экспертов исследования не дает четкого ответа на вопрос, как быть инвестору, который подписав все необходимые соглашения с правительством, не может элементарно начать работу из-за протестных настроений местных сообществ или коррупционных интриг со стороны чиновников.
- Это исследование констатирует, что представители власти, которые в свое время начали бесконечные разборки против инвесторов «Кумтора» путем создания многочисленных комиссий, которые не проясняли ситуации, а только создавали в обществе многочисленные подозрения в плане личных интересов, создали нынешней прецедент, - считает экономический эксперт «Регион.kg» Самат Алиев. – Теперь у правительства нет реальных рычагов, чтобы преодолеть синдром «Кумтора». Более того, госкомиссия, которая недавно завершила очередное разбирательство по этому месторождению, вновь обвиняет во всем инвесторов, выдвигая громадные финансовые иски. Но, при этом, общественность не информируется о том, каковы по «Кумтору» злоупотребления со стороны представителей власти, если не считать, что всю ответственность, как обычно, пытаются свалить только на Акаева и Бакиева. Поэтому, различные группы населения, видя, что госорганы таким образом прессуют инвесторов, тоже на своем уровне подключаются к данному процессу, который за последние два года идет только по нарастающей и приобретает более радикальный характер.
Прошлогодний октябрьский митинг в Бишкеке против «Кумтора» продемонстрировал, что инвесторы становятся заложниками политических разборок. Не случайно «бульдозер революции» Азимбек Бекназаров недавно пообещал, что представители нового оппозиционного движения «Глас народа» намерены выйти на «политический даваат».
«Мы поделимся на группы из пяти человек и будем ездить по всем регионам. Мы будем рассказывать народу о том, что надо защищать месторождения полезных ископаемых и водные ресурсы», - объявил один из активных участников событий 2005 и 2010 годов.
Правда, насколько представители оппозиционного движения намерены действовать в рамках национальных законов, которые должны защищать и интересы бизнес-сообщества, бывший член Временного правительства не пояснил. И это понятно, ведь традиции соблюдения законов, которые должны гарантировать и обеспечивать права инвесторов на их законную деятельность, в Кыргызстане пока реально отсутствуют.
Союзбек Аскаров
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320