Политика
07.08.2025

Игорь Шестаков : В будущем ШОС может стать влиятельнее, чем ООН

Наша очередная беседа с политологом, директором экспертно-аналитического центра «Ой Ордо» Игорем Шестаковым посвящена развитию института ШОС. Повод поговорить о влиятельной организации возник в связи с форумом аналитических центров и медиаресурсов стран ШОС, недавно проведенным ведущим мировым агентством «Синьхуа» в городе Чжэнчжоу. Информация, что называется, из первых уст.

Почему ШОС не стал альтернативой ОДКБ?

— Как об общественном институте, мощной организации о ШОС говорят и в России, и странах Центральной Азии, в том числе связывают с ней и формирование повестки многополярного мира. Но далее существует «провал»: что такое ШОС в идеологическом плане, почему в большинстве случаев говорят исключительно об экономической составляющей организации и приводят пример с действующей масштабной программой «Один пояс — один путь»? Чем тогда ШОС (по большому счету) отличается от ЕАЭС. К чему в идеале стремится организация?

— Мероприятия различной направленности в повестке ШОС я регулярно провожу с 2013 года. Главная особенность ШОС — фактор перспективности, если хотите, будущего этой влиятельной организации. Эта, так называемая мной, перспективность состоит в том, что ШОС создает глобальную альтернативу для построения нового мирового порядка без ощутимого влияния коллективного Запада и США. Авторитет у организации высокий, и с этим не поспоришь.

Теперь начнем с другого. А как появилась ШОС? Какие задачи ставились? Как известно, первые декларации касались вопросов доверия и дружбы в приграничном сотрудничестве и совместной борьбе с экстремизмом и терроризмом, достаточно оперативно был создан антитеррористический центр РАТС.

Хотя регулярно проводятся антитеррористические учения, альтернативой ОДКБ ШОС так и не стал, и тем более НАТО. Более того, часть стран ШОС активно взаимодействуют с Североатлантическим альянсом, а имеющая статус партнера Турция является членом военного блока Запада. Кстати, вопрос по этой теме как-то звучал на одном из саммитов ШОС, на что один из руководителей секретариата заявил, что деятельность организации не направлена против третьих сторон и всегда стремилась к укреплению сотрудничества и стабильности, а не к созданию разногласий.

В то же время в экономическом взаимодействии страны ШОС однозначно проигнорировали антироссийские санкции, поставив на первое место национальные приоритеты и консолидированно бойкотируя санкционные указания Запада. Даже несмотря на мощное давление со стороны Вашингтона, за последние два года рост товарооборота между участниками ШОС и Россией увеличился более чем на 30%. Товарооборот также возрос и со странами Евросоюза, что свидетельствует скорее о поставках через страны ШОС параллельного импорта в РФ. В любом случае организация четко продемонстрировала, что политический популизм со стороны Запада не может помешать стратегическому торгово-экономическому партнерству между странами организации.

Но если говорить о глобальных экономических проектах организации, таких как создание банка ШОС, то пока они носят протокольный характер. Я полагаю, что основные причины, почему до сих пор нет этого важнейшего инвестиционного инструмента, — разные темпы экономик и отсутствие консенсуса по принципиальным вопросам, которые остаются «за кадром» в публичной повестке ШОС. Поэтому Китай параллельно запустил инвестиционный проект «Один пояс — один путь». Безусловно, у ШОС с ЕАЭС отличий много, дело даже не в числе участников и их экономических возможностях. Евразийская интеграции (ЕАЭС) располагала сразу реальной нормативно-правовой базой сотрудничества и безвизовым режимом, а в ШОС пока слишком много декларативности и благих пожеланий без реальных ключевых шагов.

«Флагманская дорога» и борьба с фейками

— Вы участвовали в масштабном саммите ШОС. Можно ли говорить, что по его итогам на всем пространстве, где действуют страны-участницы, будут реализованы новые проекты, включая страны Центральной Азии? Что говорили эксперты на кофе-брейках саммита и чего не произнесли на выступлениях?

— Прошедший под эгидой ведущего СМИ Китая, агентства «Синьхуа», в городе Чжэнчжоу форум аналитических центров и медиаресурсов стран ШОС можно расценивать как важный шаг по консолидации аналитического и медийного пространства. Стоит отметить, что с поставленной задачей организаторы успешно справились. Форум продемонстрировал, что экспертное сообщество стран-участниц рассматривает ШОС как межгосударственный механизм, который способен повлиять на новое и справедливое построение мира.

Однако, на мой взгляд, для эффективного продолжения диалога и конкретных решений необходимо создание специализированных ассоциаций при секретариате ШОС, которые бы вели работу на регулярной основе. Такие подходы по интеграции аналитических, медийных и образовательных структур реализует сегодня Организация тюркских государств, об этой организации тоже шла речь на дискуссиях, ведь большая часть стран ОТГ входит и в число участников ШОС. На форуме работа шла по секциям, на всех мне не удалось побывать, там, где были представители аналитических центров, к примеру, уделялось внимание теме транспортно-логистических маршрутов, как они должны выстраиваться, чтобы были соблюдены стратегические интересы стран-участниц.

В этой связи особо подчеркивалось флагманское значение железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, запуск ее строительства напрямую связывают с деятельностью ШОС, поэтому вполне логично, если бы организация имела финансовые структуры для выделения средств на реализацию этого стратегического проекта, но, увы, повторюсь, что такого пока нет.

Предлагалось перенести секретариат ШОС в столицу Кыргызстана, однако какой это может дать конкретный результат — сказать сложно. Вопрос не в географическом положении органов управления ШОС, а эффективном достижении поставленных целей. Со стороны представителей секретариата звучали призывы к аналитикам и журналистам более активно работать с ШОС, устраивать чаще «мозговые штурмы» по разработкам перспективных проектов. Такие идеи актуальны, но для реализации проектов по аналитическому и медийному сопровождению организации нужны средства. ШОС мог бы создать систему грантового стимулирования подобной деятельности.

Генеральный директор ИТАР-ТАСС Андрей Кондрашов предложил участникам подключиться к проекту по распознаванию фейковой информации и ее моментальному разоблачению. Полагаю, что это своевременное предложение, учитывая, что против ключевых стран ШОС, таких как Китай и Россия, уже давно идут информационные войны, и они будут только нарастать, учитывая высокий уровень технологий киберугроз. В числе ключевых была тема безопасности, поскольку вызовов и угроз становится все больше, и это не только терроризм и экстремизм, но и нехватка водных и энергетических ресурсов, актуальными были темы улучшения экологической безопасности. Представители Китая уделили особое значение теме 80-летия Победы, как общей исторической памяти на пространстве ШОС, в этой стране празднованию победы над фашизмом уделяют большое внимание.

Что касается неформального общения, то мы с коллегами из стран ЦА и СНГ обсуждали тему недавнего военного конфликта между Индией и Пакистаном, который не стал поводом для консолидации ШОС. Президент США вообще приписал себе дипломатическую миссию по урегулированию конфликта. И это тревожный звонок для организации, главам государств и правительств еще предстоит сделать соответствующие выводы из этого опасного прецедента.

ШОС не хватает концепции

— Что может свидетельствовать об усилении сотрудничества ШОС со странами ЦА? Произойдет ли разворот китайской «мягкой силы» в странах Центральной Азии и, может быть, РФ? До каких стран ШОС «не дошел», но кого желает видеть в своем альянсе?

— Как я уже отмечал по линии ШОС проводятся различные антитеррористические учения, включая и наш регион. Есть высокий запрос на инвестиционные проекты, но они в первую очередь связаны не конкретно с ШОС, а в большей степени с высокой экономической активностью в нашем регионе России и Китая.

В 2023 году было проведено интересное исследование о том, как воспринимают и что ждут от ШОС в СМИ Центральной Азии. Судя по публикациям в региональных медиа, в странах нашего региона существует высокий запрос в отношении ШОС для реализации экономических проектов и программ. Далее следует тема региональной безопасности, которая является возможным вариантом для развития ШОС, с учетом созданных структур для укрепления региональной безопасности как РАТС, проведенных учений и обмена информацией.

Частота упоминаний Афганистана говорит об обеспокоенности стран Центральной Азии ситуацией в важном с точки зрения безопасности регионе, что указывает на потенциал ШОС в разрешении проблем этой важной для мирного развития нашего региона страны. В контексте вашего вопроса о «мягкой силе» Китая в данном исследовании отмечается, что Поднебесная в публикациях о ШОС упоминается чаще, чем Россия. Ставший уже нарративом термин «шанхайский дух» в медиа чаще всего связывают с Пекином, а не Москвой. Но если опуститься с высоких этажей научных исследований на землю и говорить о восприятии ШОС, к примеру, среди жителей Бишкека, то они наверняка будут ассоциировать эту организацию с переговорами президентов и перекрытием центральных улиц города во время саммитов. В следующем году наша республика председательствует в ШОС, и важным шагом, который сыграл бы в пользу положительного общественного восприятия организации, была бы отмена визового режима с Китаем. Попасть из Кыргызстана в Китай непросто, если ты не участник конференций и не пользующийся преференциями официальных мероприятий. Многие бизнесмены на наших круглых столах неоднократно поднимали этот вопрос, говоря о сложностях в ведении бизнеса. Тем более что сотрудничество между Бишкеком и Пекином носит максимально дружеский характер.

У «мягкой силы» по теме ШОС в арсенале совсем не много реальных примеров успешного межгосударственного взаимодействия. Такие есть, конечно, на форуме в Китае шла речь о том, что растут показатели расчета в национальных валютах между странами организации и снижается зависимость от американской валюты. Этому тоже, в положительном плане, способствовали антироссийские санкции. Однако ШОС уже существует почти 24 года — и организация до сих находится в процессе своего становления. Число участников значительно опережает концептуальное развитие самой организации, поэтому процесс реформ по развитию организации по-прежнему актуален. И решающее значение в этом имеет взаимопонимание по принципиальным вопросам не только стран Центральной Азии, а в первую очередь Китая, России и Индии.

В целом потенциал у ШОС достаточно огромен, организация объединяет более половины населения планеты, в будущем она может стать влиятельнее, чем ООН, и выстроить новые мировые геоэкономические реалии, создав фундаментальную торгово-экономическую площадку на фоне явного кризиса экономической договороспособности в рамках ВТО.

«Не стоит заниматься конспирологией»

— Что бы Вы порекомендовали взять на вооружение тем, кто отвечает за межгосударственное сотрудничество в РФ, или, в более широком смысле, туркам, англосаксам, которые иначе выстраивают инструменты «мягкой силы» в регионах?

— Для ответа на ваш вопрос в большей степени в качестве примера буду использовать страны Центральной Азии, поскольку по ШОС дать ответ гораздо сложнее, учитывая даже чисто географический охват стран. Российский фактор в нашем регионе имел большое преимущество, и оно было во многом основано на общем советском прошлом. Но за годы независимости стран Центральной Азии выросло несколько поколений, которые или уже не помнят, или абсолютно ничего не знают об этом историческом периоде. Не случайно так активно и в Кыргызстане, и в других республиках, при щедром финансировании Великобритании, активно раскручивается последние десять лет тема деколонизации, где СССР представлен как некий монстр, который подавлял национальную идентичность. Я уже не раз говорил, что трудовая миграция из Центральной Азии в Россию — это один из центральных инструментов «мягкой силы» Москвы. Ни Лондон, а уж тем более Анкара, ничего существенного в этом плане предложить не может, в отличие от ЕАЭС, который пытается сохранить преференции для свободных поездок граждан в поисках работы. Понятно, что главная страна приема трудовой миграции — это Россия.

Никто не может составить ей конкуренцию, но ужесточение миграционного законодательства однозначно влияет на имидж РФ, понятно, что эта вынужденная мера для обеспечения безопасности. В Кыргызстане тоже за последние время уделяется особое внимание нелегальной миграции, в том числе из стран ШОC.

Поэтому не только от профильных российских ведомств, но и СМИ требуется объективная информация по этим вопросам. Не стоит вешать ярлыки или заниматься конспирологией. Тем более что миграционная повестка России находится под бдительным вниманием тех, кто пытается придать этим аспектам характер информационных войн. Интеграция — это прежде всего инструмент сближения людей из союзнических государств, а не только повод для официальных мероприятий.

— Благодарю за честный разговор.

Виктор Вронский

asia24.media

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320