Политика
08.01.2021

Игорь Шестаков: «На следующего президента Кыргызстана обрушится град сложнейших проблем»

Сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков рассказал «Кыргыз Элим» о том, как пройдут референдум и президентские выборы в Кыргызстане. По его словам, кто бы ни победил 10 января, он столкнется с беспрецедентными проблемами и требованиями со стороны своих избирателей.

Почему практически все кандидаты, кроме Садыра Жапарова, по данным ЦИК, даже финансово не стараются вложиться в свою предвыборную кампанию?

Одной из основных причин является то, что выборы стали внезапными. Если брать президентские выборы 2017 года, то там партии, которые выдвигали кандидатов, и сами кандидаты готовили бюджеты, планировали предвыборную кампанию. Здесь выборы с колёс проходят, и мне кажется, что главная задача участников предвыборного процесса – сделать себе определённую политическую презентацию под будущие парламентские выборы.

Тот факт, что Садыр Жапаров оказался наиболее подготовлен, тоже не удивляет. Во-первых, у него есть партия, которая прошла предвыборную борьбу, во-вторых, он сам достаточно активно присутствовал в социальных сетях. Кроме того, бизнес традиционно поддерживает основного кандидата. В любом случае, если убрать наглядную агитацию, то кандидаты, пусть не все, но активно присутствуют в социальных сетях, и мне кажется, что этот канал общения с избирателем – это реалии сегодняшнего дня, которые нужно учитывать. А вот баннеры вскоре перестанут играть большую роль в предвыборной агитации.

Можно ожидать, что люди, которые сегодня являются кандидатами, станут на парламентских выборах лидерами своих партийных списков?

Сложно сказать, надо смотреть, как будут проходить сами парламентские выборы. Сейчас решается вопрос по одномандатным округам. Около 70% тех, кто сегодня участвует в президентских выборах, будут активно участвовать и в парламентских выборах.

Вы можете назвать тройку лидеров на президентских выборах, кто наиболее популярен?

Изначально рассматривались Садыр Жапаров и Адахан Мадумаров, который традиционно участвует во всех предвыборных кампаниях. Но если оценивать, кто активнее всех проводит предвыборную кампанию в регионах, то можно выделить ещё Курсана Асанова. Я думаю, что он является своего рода новшеством этих выборов – ранее он никогда не занимался политикой, и за ним нет никакой партии. Для Кыргызстана это вообще в новинку – кандидат от силовиков не работает ни с одной из партий. Мне кажется, в обществе созрел запрос на такую фигуру, потому что есть определенное разочарование в политиках.

На этих выборах противостояние севера и юга Кыргызстана всё ещё актуально?

У нас в принципе такого острого противостояния уже давно нет. Конечно, есть предпочтения – голосовать «за своих» по региональному принципу – но я думаю, что на фоне социально-экономического коллапса об этом забудут. Вместо этого люди будут руководствоваться личностными факторами.

Почему Жапаров лидирует в предвыборной гонке?

Во-первых, ровно 10 лет назад Жапаров победил на парламентских выборах. Впервые в истории страны оппозиционная партия взяла большинство мест в Жогорку Кенеше. Во-вторых, на протяжении последних 10 лет Жапаров активно участвовал в политической жизни страны. У него всегда был устойчивый электорат в социальных сетях. По большому счёту, Жапаров является политиком, пришедшим к нам из социальных сетей, а это тоже определенное новшество для Кыргызстана.

Электорат Жапарова традиционно считается оппозиционным, поэтому после освобождения кандидат легко влился в политические процессы. По крайней мере, на региональном уровне Жапаров совершенно точно воспринимается как альтернативный правящей элите политик, хотя сейчас таковым его уже сложно назвать. Всё-таки человек уже был и.о. президента. То есть теперь он уже не оппозиция, но ещё не власть, что не мешает ему выступать в качестве альтернативного кандидата.

Очень много споров идет о том, какая форма правления нужна: президентская или парламентская. На ваш взгляд, что предпочтительнее? Справедливы ли мнения о том, что парламентская республика себя полностью не оправдала?

Референдум в головах большинства кыргызстанцев произошёл летом, когда была вторая волна пандемии, достаточно трагичная и драматичная для Кыргызстана. Скончалось более тысячи человек. Как продемонстрировали социальные сети, а это все-таки зеркало общественного мнения, большинство кыргызстанцев выступали за отказ от партийного формирования парламента и парламентской формы правления в целом. Самое главное, что не устраивало кыргызстанцев – безответственность парламентской власти. Они слышали много обещаний, которые затем не исполнялись. Действующий парламент не выполнил даже 2% из обещанного.

Естественно, что это раздражение, разочарование именно партийным формированием власти лежало на поверхности. Это не мнение того же Жапарова, понятно, что это настроения, которые есть в обществе. Поэтому я уверен, что 10 января большинство кыргызстанцев проголосуют за президентскую форму правления.

Надо понимать еще одну важную вещь в данном вопросе, она связана с тем, что наши нынешние политические партнеры тоже ведут серьезные переговоры только на президентском уровне. Несмотря на то, что институт премьер-министра был усилен Конституцией 2016 года, фактически глава правительства не является той фигурой, с которой ведутся какие-либо переговоры главы государства. Наши внешнеполитические партнеры воспринимают как власть только президента, на мой взгляд.

Когда Кыргызстан станет президентской республикой, каких изменений стоит ожидать в первую очередь?

Во-первых, наконец-то появится легитимная власть как для населения страны, так и для внешнеполитических игроков. Потому что на данный момент президента у нас нет, парламент по сути дела свои полномочия исчерпал уже давно, а правительство технически – временное...

Понятно, что выборы сейчас будут носить особый характер, потому что страна ещё никогда не была в таком тяжёлом положении. Никогда прежде люди, которые хотели выехать на работу, не оставались в Кыргызстане, а сегодня процесс трудовой миграции находится в режиме «сидим дома». Это тоже достаточно мощная электоральная сила с одной стороны, а с другой стороны, тот слой населения, который не будет ждать двух и более лет, когда появятся заводы и фабрики в стране. Они будут требовать, чтобы это появилось в самое ближайшее время, и отвечать придется избранному президенту и новому созыву парламента.

Обязательства, которые будут наложены на нового президента, будут выше, чем те, которые были у Жээнбекова?

Ожидания и требования будут гораздо выше. До выборов 4 октября я говорил, что на них не будет победителя, имея в виду то, что выпадает огромная ответственность на тех, кто идет к власти. То же самое можно сказать и сейчас: победитель, возможно, будет чисто по гонке, но назвать этого политика победителем в полном смысле слова будет очень тяжело, потому что на него просто обрушится град сложнейших социально-экономических проблем, подобных которым в современной истории Кыргызстана ещё не было.

https://kyrgyzeli.ru/ru/interview/007610-igor-shestakov-na-sleduyuschego-prezidenta-kyrgyzstana-obrushitsya-grad-slozhneyshih-problem.html?fbclid=IwAR3fPONx6k7A6X6u7rSc0YTOkcdVvqUlryzwiEBqfLiiBOJz26jC_R1Q8YQ

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320