Политолог Игорь Шестаков в интервью K-News рассказал о мотивах заявления главы государства относительно семьи Бакиевых, почему Беларусь отказывается от экстрадиции беглого экс-президента и чем это может закончиться в будущем.
Вы читали заявления президента и МИД, что Вы думаете о них?
- Я считаю, что заявление президента и МИД - это одно целое, и они закономерны, потому что события, которые происходят в Минске, косвенно могут влиять на общественно-политическую ситуацию в стране. Это связано с тем, что власти Кыргызстана все-таки рассматривают и Курманбека Бакиева, и Жаныша Бакиева, как определенный фактор попыток дестабилизировать ситуацию в республике. Тем более мы входим в предвыборный период, их действия могут отрицательно сказаться на безопасности страны. Не исключаю, что Бакиев и его родственники могут влиять на избирательный процесс в Кыргызстане. Они заинтересованы в том, чтобы иметь рычаги политического влияния в стране. Это первое.
Второе, мы все-таки входим в Евразийский экономический союз, который представляет из себя не только экономическое объединение, там есть и определенные политические векторы. Я думаю, что заявление президента все-таки касалось выяснения позиции официального Минска по сотрудничеству, потому что рано или поздно этот вопрос все равно бы встал. Потому что Бакиев - это не Акаев, при нем погибли люди, и этот вопрос все равно остается в политической повестке дня. Поэтому я думаю, что Алмазбек Атамбаев в преддверии подписания договора снова вернулся к теме выдачи Бакиева. Ожидать, что Бакиев будет выдан официальным Минском, мне кажется, пока не реально. Но я думаю, что здесь речь идет об определенных гарантиях, которые может дать Минск в плане того, что Бакиев и его окружение не будут влиять на общественно-политическую ситуацию в стране.
Почему Лукашенко не выдает Бакиевых, неужели личные отношения выше политики и дружбы между государствами, особенно в свете вступления Кыргызстана в Таможенный союз и Евразийский экономический союз?
- Здесь нужно рассматривать вопрос коллективного решения. Я думаю, что есть определенные договоренности по Курманбеку Бакиеву, поэтому пока нет реальной возможности экстрадиции. Он покинул республику на определенных условиях. И посредником этих условий, наверняка, была и Москва, и Астана, и Минск. А что касается Жаныша Бакиева, это уже другая история, я думаю, на него не распространяются эти условия. Вполне реально, что он может оказаться в Бишкеке. Я бы не исключал этот вариант. Есть еще дело Медета Садыркулова, резонансное и громкое, следственные органы доказали его отношение к этому зверскому и беспредельному убийству. Собственно говоря, по Жанышу есть вопросы и его фигура более возможна для экстрадиции. По Курманбеку Бакиеву же были определенные договоренности, я думаю.
Наши политики участвовали в этих договоренностях?
- Мне сложно сказать, в тот момент временное правительство, наверное, еще не имело такой юридической силы. Я думаю, что это другие договоренности. Он своим отъездом из республики вольно или невольно повлиял на то, чтобы ситуация более или менее стабилизировалась, и страна не разделилась на север и юг.
В будущем эти договоренности могут сойти на нет?
- Это сложно прогнозировать, потому что геополитическая ситуация сегодня, в связи с событиями в Украине, на пространстве СНГ меняется достаточно быстро, она носит в определенной степени непредсказуемый характер. Во многом все это будет зависеть от того уровня договоренностей, которые будет проводить в жизнь Алмазбек Атамбаев. Я думаю, от этой темы он не отступит, и это только начало его громких и резонансных заявлений, которые в большей степени все-таки касаются Жаныша Бакиева. Официальный Бишкек не будет сидеть и созерцать действия семьи Бакиевых, которые, в том числе, могут быть направлены на дестабилизацию ситуации в Кыргызстане. Я думаю, здесь был основной момент достаточно резкого заявления Алмазбека Атамбаева, он дал понять, что Бишкек внимательно отслеживает деятельность братьев Бакиевых и готов делать соответствующие заявления и совершать действия.
То есть страна должна продолжать требовать экстрадиции?
- Я думаю, что да. Я думаю, заявление Атамбаева было связано с тем, что у властей Кыргызстана была определенная информация по возможным планам Бакиевых по дестабилизации ситуации, прежде всего на юге. И Атамбаев своим заявлением дал понять, что он в курсе происходящих событий, мониторит ситуацию и готов принимать адекватные действия. Это было в определенной степени предупреждение. Я сейчас выхожу за рамки убийства Анапияева. Это вторично. Первично то, что Атамбаев дал понять, что за ситуацией, связанной с Бакиевыми, следят в Бишкеке, и будет противодействие, если это будет касаться угрозы для общественно-политической ситуации в Кыргызстане.
Вы говорите об угрозах. Какие именно угрозы Вы имеете в виду?
- Дело в том, что любые выборы такого уровня нужно оценивать как определенный стресс для общественно-политической ситуации в стране. События в Украине являются знаковыми для Кыргызстана тоже. Прежде всего, это будут внешние силы, которые попытаются раскачать общественно-политическую ситуацию в преддверии выборов, во время проведения выборов. Нужно обратить внимание на то, что происходит на юге страны. Не нужно думать, что цветная революция началась в Киеве и закончится в Киеве. Эта схема сегодня накладывается на любое государство, где есть определенные экономические и социальные проблемы. Кыргызстан после революции 2010 года этих проблем не решил, и экономический кризис нас тоже касается. В целом ситуация в Центрально-Азиатском регионе, по мнению многих зарубежных экспертов, достаточно не простая.
Наши сегодняшние власти могут контролировать ситуацию и удерживать ее на уровне сегодняшней стабильности?
- Я думаю, что от власти, в первую очередь, все это и зависит. Насколько власть будет эффективно действовать, настолько у нас и будет стабильность. Не нужно думать, что все разрешится волшебным образом.
(K-News)
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320