В рамках реализации государственной стратегии развития регионов, чему в Кыргызстане посвящен 2018 год, в городе Оше состоялся круглый стол: «Гуманитарное сотрудничество ЕАЭС как базовый элемент межгосударственного диалога». В ходе встречи эксперты постарались найти ответ на вопрос, как сотрудничество в сфере образования и культуры может способствовать развитию регионов республики.
- Кыргызстан не может быть сильной страной без сильных регионов, поэтому этот год в республике посвящен развитию регионов, в том числе через привлечение средств трудовых мигрантов, которые работают за пределами страны. Я думаю, что с такой инициативой президент Сооронбай Жээнбеков выступил не случайно. Своими денежными переводами кыргызстанцы, трудящиеся в странах ЕАЭС, в частности в России, вносят весомый вклад в социально-экономическую и общественно-политическую стабильность республики. Кроме того наши граждане, работающие в других странах, играют важную роль и в выстраивании культурных связей с союзными государствами, - отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
В контексте гуманитарного сотрудничества эксперт отметил, что такие базовые духовно-ценностные ориентиры, как патриотизм, нравственность, толерантность и взаимное уважение, должны стать основополагающими в сфере идеологического воспитания молодежи, что поможет выработать у молодых евразийцев иммунитет против радикальных идей.
- Пока мы не сформируем четкую евразийскую идеологию, которая будет пропагандироваться во всех государствах ЕАЭС, внешние силы будут предпринимать попытки переформатировать сознание граждан союза против данного объединения. Особенно это касается молодых людей, учитывая, что будущее евразийской интеграции зависит именно от них. Поэтому основным направлением гуманитарного сотрудничества на пространстве Евразийского экономического союза должно стать образование. И здесь важную роль будет играть межрегиональное сотрудничество в этой сфере, - отметил Игорь Шестаков.
Представители академического сообщества Оша, в свою очередь поделились опытом налаживания такого сотрудничества. Так, ректор Ошского государственного юридического института Эгемберди Токторов рассказал о том, что его вуз давно имеет тесное сотрудничество со свердловским и краснодарским вузами, в которых по программе обмена студентами обучаются десятки молодых людей из Оша. При этом он отметил, что развитию сотрудничества с российскими вузами способствует тот факт, что молодые кыргызстанцы владеют русским языком. По его словам, сегодня официальный язык является очень востребованным среди населения республики.
- Сегодня 80 процентов жителей южных регионов стараются отдать своих детей в детские сады и школы с русским языком обучения. Я думаю, что это в первую очередь это обусловлено социальными и экономическими процессами, происходящими в стране. Люди понимают, что их детям в будущем пригодится русский язык, - подчеркнул Эгемберди Токторов.
Ректор же кыргызско-узбекского университета Чаткалбай Райымбаев обозначил основные проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться образовательным учреждениям республики, преподавание в которых ведется на русском языке.
- В школах и вузах катастрофически не хватает преподавателей не только русского языка и литературы, но и предметников, которые могут преподавать свои предметы на русском языке. Мне кажется, этот вопрос должен стать одним из основных в сфере гуманитарного сотрудничества Кыргызстана и России. Я верен, что российская сторона могла бы оказывать нам содействие в этом направлении, - отметил ректор.
В этой связи, гость из России, шеф-редактор аналитического ресурса «СОНАР 2050», политолог Семен Уралов предложил наладить процесс подготовки русскоязычных преподавателей путем проведения краткосрочных курсов.
- Я предлагаю проводить мастер-классы для тех, кто потом сможет готовить учителей русского языка, своего рода учительские курсы, как это было в двадцатые годы, когда шла ликвидация безграмотности. И это вполне реально сделать, потому что помогать преподавателями российская сторона вряд ли сможет, учитывая, что в самой России в некоторых регионах не хватает учителей, - рассказал политолог.
В своем выступлении он также затронул вопрос информационной среды, которая не просто находится в сфере гуманитарного сотрудничества стран ЕАЭС, но и служит одним из ключевых инструментов интеграции, т.к. формирует общественное сознание. В этой связи эксперт отметил критическую ошибку масс-медиа, которая оборачивается против имиджа евразийской интеграции.
- Зачастую масс-медиа тиражируют информацию, которая наносит ущерб имиджу Евразийского экономического союза или отдельных стран, входящих в него. Причем, как на внутреннем, так и на внешнем пространстве. Возьмем ситуацию с трудовыми мигрантами. В СМИ не найдешь информации о положительных примерах, когда мигрант кого-то спас, кому-то помог и т.д., хотя такие ситуации нередко имеют место. При этом какие-то негативные ситуации – кто-то подрался, кто-то совершил какое-то преступление – активно распространяются. А, учитывая, что средства массовой информации – это инструмент формирования общественного сознания, тиражирование негативных моментов приводит к тому, что у людей формируется негативное отношение к союзу, поэтому журналистам нужно задуматься над своей миссией, - подчеркнул Семен Уралов.
А вот доцент Академии госуправления при президенте КР в городе Ош, экономист Эркинбек Абдыразаков гуманитарное сотрудничество связал с вопросами миграции. В своем выступлении он отметил, что Кыргызстан является экспортером рабочей силы в страны ЕАЭС, в частности в Россию. При этом в основном в трудовую миграцию уезжают молодые люди.
- Естественно, уезжая в Россию, преимущество получают те наши ребята, которые владеют русским языком. При этом у них больше шансов получить российское гражданство и остаться в России на постоянное место жительства. По факту получается, что мы вкладываем средства в обучение своей молодежи, которая в итоге уезжает и трудится на благо другой страны. Я считаю, что это не совсем правильно. Нужно создавать конкретные экономические проекты, чтобы наши граждане имели стимул возвращаться на Родину, в противном случае мы потеряем свое будущее, - подчеркнул эксперт.
О том, что без интеграция национальных систем образования и квалификаций в рамках ЕАЭС обусловлена объективной необходимостью, прежде всего, масштабными процессами трудовой миграции, в своем выступлении говорила координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Эльмира Иманалиева. По ее словам, сегодня крайне необходимо обеспечить переход систем профессионального образования на программы, ориентированные на требования рынка труда, чтобы кыргызстанцы были конкурентоспособными.
При этом она подчеркнула, что гуманитарного сотрудничества невозможно экономическое или политическое сотрудничество в рамках союза.
- В Договор о ЕАЭС вопросы гуманитарного сотрудничества не вошли. И это, на мой взгляд, не правильно. Без взаимодействия в культурном и образовательном направлениях очень сложно выстраивать тесные связи в других сферах. Ведь не секрет, что развитие экономического объединения нередко сталкивается с естественным сопротивлением именно на гуманитарном уровне. Т.е. без глубокого социо-культурного взаимопроникновения и развития гуманитарных связей на бытовом уровне политическая и экономическая интеграция становится неустойчивой, - подчеркнула Эльмира Иманалиева.
В свою очередь заместитель заведующего отделом аппарата правительства КР по образованию, культуре и спорту Уланбек Усеков отметил, что благодаря вступлению республики в ЕАЭС, больше молодых кыргызстанцев получили возможность получать российское образование.
По его словам, ежегодно по квоте в российские вузы отправляются учиться около шестисот студентов. Их отбор на основании тестирования производит Россотрудничество. Как отметил Уланбек Успеков, механизм обмена студентами является успешным инструментом интеграции.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320