Общий долг превысил 60 миллиардов
По состоянию на 1 июля государственный долг Узбекистана впервые превысил 37 млрд долларов. За 2017-2023 годы эта сумма увеличилась в 3 раза. По данным Международного валютного фонда, на начало года общий внешний долг Узбекистана составлял 53 миллиарда долларов. Почему внешние долги растут так быстро, насколько оправданы опасения?
По состоянию на 1 июля 2024 года государственный долг Узбекистана впервые превысил 37 миллиардов долларов. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Министерства экономики и финансов.
30,9 миллиарда долларов государственного долга составляет внешний долг, еще 6,1 миллиарда долларов — внутренний долг.
По сравнению с первым кварталом 2024 года госдолг увеличился на 1 миллиард 679 миллионов долларов. Его доля в ВВП также выросла на 1,5%, с 31,7% до 33,2%.
Для сравнения, по состоянию на 1 июля 2023 года государственный долг составлял 31 миллиард 628 миллионов долларов. За год этот показатель увеличился на 5,4 миллиарда долларов или на 17%.
Долг растет быстрыми темпами
В последние годы темпы роста внешнего долга Узбекистана резко возросли. Так, если по итогам 2017 года государственный долг составлял 11,6 млрд долларов, то к концу 2023 года он достиг 34,9 млрд долларов, или увеличился в 3 раза.
На что потрачены заемные средства?
По итогам первого полугодия 42% совокупного государственного внешнего долга ($13 млрд) было направлено на поддержку бюджета, 19% ($5,7 млрд) - на ТЭК, 9% ($2,7 млрд) - на транспорт и транспортную инфраструктуру, 9 % процентов было направлено на сельское и водное хозяйство (2,7 миллиарда долларов).
Кто кредитор Узбекистана?
По состоянию на 1 июля текущего года распределение внешнего долга государства по кредиторам выглядит следующим образом:
Всемирный банк – 6,7 млрд долларов;
Азиатский банк развития – 6,5 млрд долларов;
Международные инвесторы (международные еврооблигации) — 4,2 млрд долларов;
китайские финансовые организации – 3,8 млрд долларов;
японские финансовые организации – 2,5 млрд долларов;
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – 1,3 млрд долларов;
Исламский банк развития – 921 миллион долларов;
французские финансовые организации – 823 миллиона долларов;
Корейские финансовые организации – 735 миллионов долларов;
Международный валютный фонд – 735 миллионов долларов;
Государственный банк Германии – 268 миллионов долларов;
Европейский банк реконструкции и развития – 226 млн долларов;
Другие международные финансовые организации – 2,2 млрд долларов.
Каков же долг Узбекистана: 37 или 60 миллиардов долларов?
Внешний долг делится на два типа: государственный долг и частный (корпоративный) долг. На данный момент государственный долг Узбекистана составляет 37 миллиардов долларов, об этом мы подробно писали выше. С другой стороны, если субъекты, зарегистрированные в Узбекистане, получают внешний долг без государственной гарантии, это учитывается как частный внешний долг. Однако большая часть такого «частного» долга приходится на государственные компании. Например, «Узсаноаткурилишбанк», «Асакабанк» и «Алокабанк» берут кредиты у китайских банков и строят новые здания.
Если государственный банк или предприятие в Узбекистане берет кредит себе и без официальной гарантии государства, это считается частным кредитом. Но поскольку этот долг берется государственным банком, его также можно классифицировать как «полугосударственный» или «квазигосударственный» долг, поскольку заемщиком является государственная или контролируемая государством организация. Этот долг не входит в государственный долг, но может повлиять на финансовую стабильность страны, особенно когда государственное предприятие сталкивается с трудностями при погашении своих долгов.
И Центральный банк Узбекистана, и Министерство экономики и финансов прекратили предоставлять информацию о внешнем долге государства и общем внешнем долге в виде более полного и развернутого отчета. Например, отчет ЦБ «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Республики Узбекистан» был опубликован в последний раз по итогам 1 квартала 2022 года. «Обзор состояния и динамики государственного долга» МЭиФ был представлен в конце третьего квартала 2022 года.
Оба ведомства в ответ на запрос Kun.uz пояснили, что предоставление расширенной информации прекращено, поскольку международные организации сняли требование в этом отношении.
Согласно последним опубликованным данным, по состоянию на 1 апреля 2022 года общий внешний долг Узбекистана составляет $38,8 млрд (из них государственный внешний долг составляет $23,4 млрд [сейчас $30,9 млрд], частный внешний долг составляет $15,4 млрд). Тогда 76% частного внешнего долга ($11,75 млрд) приходилось на банковский и топливно-энергетический секторы.
По данным Международного валютного фонда, в Узбекистане к концу 2023 года общий внешний долг (правительственный и гарантированный государством долг, негарантированный долг госпредприятий и частный внешний долг) достиг 53 миллиардов долларов или 60% ВВП.
Также имеется государственный внутренний долг в размере 6,1 миллиарда долларов и с учетом того, что в первом полугодии текущего года были привлечены дополнительные средства внешнего долга, можно оценить, что общая сумма долга превысила 60 миллиардов долларов.
Достиг ли внешний долг уровня, вызывающего тревогу?
По мнению международных экспертов, долг Узбекистана растет быстрее, чем в других странах с низкими доходами. Но МВФ оценил риск страны столкнуться с проблемами государственного долга как очень низкий. Представители правительства также подчеркивают, что объем внешнего долга невелик по сравнению с экономикой и населением страны. Некоторые говорят, что угроз Узбекистану нет, ссылаясь на то, что такие страны, как Япония и США, имеют огромные долги. Но есть существенные различия с этими странами.
Увеличение суммы долга может вызвать возможные риски из-за следующих факторов.
Во-первых, экономика Узбекистана недостаточно диверсифицирована. Экспорт страны больше зависит от природных ресурсов (золота, урана, меди) и определенных отраслей промышленности. Доля денежных переводов в росте ВВП велика. Такой тип экономики очень чувствителен к шокам внешнего рынка.
Да, развитые страны, такие как США (35 трлн долларов) или Япония (4,43 трлн долларов), также имеют большой объем внешнего долга. Но вышеперечисленные страны обладают огромным производственным и экспортным потенциалом. То есть их экономика полностью диверсифицирована.
В отличие от них, снижение денежных переводов из-за колебания курса рубля и падение цен на золото или медь создают серьезные риски для Узбекистана.
Во-вторых, существуют риски, связанные с обесцениванием национальной валюты. По состоянию на 1 июля 2024 года 71,4% валютного портфеля внешнего долгового портфеля государства приходится на доллары США, 7,2% японские иены, 7,1% в СДР (специальные права заимствования), 7% евро, 2,2% в юанях 3,3 процента - внешний долг в других валютахи лишь 2 процента пришлось на узбекские сумы,
То есть почти 98 % внешнего долга государства номинировано в иностранной валюте. Резкие изменения обменного курса и возможное снижение курса узбекского сума могут оказать существенное влияние на стоимость и количество услуг. Например, в 2023 году узбекский сум оказался под сильным давлением и обесценился на 9,8 % по отношению к доллару. По состоянию на 1 сентября текущего года этот показатель составил 2,64 %. Учитывая, что средства на обслуживание долга формируются в национальной валюте, долговая нагрузка увеличивается по мере обесценивания сума.
Внешний долг США и Японии отличается от долга Узбекистана по статусу национальной валюты. Доллар США является международной резервной валютой, и большая часть долга Соединенных Штатов накапливается в их собственной валюте. Это позволит США погасить свои долговые обязательства на гораздо более выгодных условиях. Япония также имеет большую часть своего внутреннего долга в собственной валюте (йене). Национальная валюта Узбекистана (сум) не считается резервной валютой для международного рынка, а это означает, что помимо процентных платежей, существуют еще и неизбежные платежи, связанные с колебаниями обменного курса.
В-третьих, на фоне роста глобальной инфляции ужесточение политики и повышение процентных ставок центральными банками резко увеличили стоимость долга и капитала на международных рынках. Это затрудняет привлечение внешнего долга для развивающихся стран, таких как Узбекистан.
Япония и США являются странами с высокими кредитными рейтингами на международных финансовых рынках. Из-за высокого доверия инвесторов к этим странам им легко брать кредиты, и это делается по низким процентным ставкам. У Узбекистана такой возможности нет.
В-четвертых, растут затраты на обслуживание долга. Например, в 2023 году стоимость обслуживания только государственного внешнего долга достигла 2,82 млрд долларов. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял 0,5 млрд долларов. Это может привести к выравниванию новых заимствований и погашения предыдущих кредитов. В таких условиях старый долг будет покрываться новыми долгами.
Тем не менее, благодаря хорошим ожиданиям реального экономического роста, эксперты МВФ прогнозируют, что общий внешний долг Узбекистана снизится с 60% ВВП на конец 2023 года до 51% ВВП на конец 2029 года.
Почему долг Узбекистана растет быстро?
Во-первых, масштабы инфраструктурных проектов в развивающихся странах, таких как Узбекистан, постоянно увеличиваются. Для реализации подобных задач у государства есть 2 альтернативных решения: повышение налогов или привлечение внешнего долга и инвестиций.
Многие развитые страны предпочитают выбирать второй путь, учитывая, что повышение налогов подорвет стимулы для экономического развития в будущем. Если мы посмотрим на пример Узбекистана, то основные вопросы к правительству – это увеличение долгов и в то же время использование заемных средств для неэффективных проектов и проектов с завышенной стоимостью.
Во-вторых, ковидный и постковидный период привел к увеличению внешнего долга во многих странах мира. В частности, под влиянием этих факторов видно, что объем привлечения долга в 2020 году резко увеличился (с $17,8 млрд до $23,4 млрд).
В-третьих, увеличивается дефицит государственного бюджета. В 2022 году этот показатель составил 3,9 процента ВВП или около 35 трлн сумов. В 2023 году лимит дефицита консолидированного бюджета был увеличен с 3% до 5,5% ВВП, а годовой лимит внешнего долга увеличен с $4,5 млрд до $5,5 млрд.
Напомним, в мае текущего года международное кредитное рейтинговое агентство S&P оставило суверенный кредитный рейтинг Узбекистана без изменений на уровне «BB-» (прогноз «стабильный»). В агентстве отметили, что объем внешнего долга Узбекистана, как ожидается, будет увеличиваться быстрее, чем прогнозировалось ранее.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320