Актуальные вопросы, касающиеся выстраивания на пространстве Евразии новой системы безопасности, основанной на доверии и сотрудничестве, в том числе в форматах региональных объединений, а также значимость в данных процессах Хартии многообразия и многополярности в XXI веке, инициированной Беларусью и Россией, обсудили участники круглого стола: «Глобальный мировой (бес)порядок и головоломка евразийской безопасности: к итогам III Минской международной конференции по евразийской безопасности».
Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Как отметил его директор, политолог Игорь Шестаков, безопасность – это задача в первую очередь военных, но в то же время многое для ее обеспечения делается и экспертами.
- К сожалению, надо признать, мы не раз говорили об этом и на наших круглых столах, что ОДКБ у нас представлена преимущественно официальными мероприятиями. На саммите в Бишкеке собрались президенты, обсудили какие-то важные вопросы, и все. Но именно эксперты формируют информационное пространство, которое влияет на восприятие этой организации общественностью. Что особенно актуально учитывая, что ОДКБ пережила не самые легкие времена в 2021 году, когда произошли драматические события – конфликт на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном, по сути, между двумя членами организации, когда наша граница стала не границей мира, а границей полномасштабного военного конфликта, - отметил эксперт.
Вместе с тем он подчеркнул, что «мудрость наших руководителей создала возможность для принятия соглашения по демаркации и делимитации границы, которое сейчас для многих стран является моделью урегулирования приграничных конфликтов».
- Сегодня многие конфликты происходят из-за приграничных споров, т.е. как говорят эксперты, это фактический реальный повод для третьей мировой войны, поэтому я считаю, что Минский форум стал основой для формирования экспертной диалоговой площадки, как для ОДКБ, так и для ЕАЭС, где уже лет 10 говорят о создании единого информационного пространства. Минский форум может интегрироваться и в деятельность таких аналитических центров как «Ой Ордо», и мы ждем в Бишкеке белорусских экспертов. Это станет важным элементом народной дипломатии в рамках ОДКБ. Я ознакомился с опытом Китая, в рамках ШОС они большой упор делают как раз на народную дипломатию. Потому что официальная повестка – это одно, а народная дипломатия – совсем другое, и она может запустить многие процессы общественной поддержки. И кстати, надо отдать должное, ОТГ, они путем народной дипломатии пошли гораздо быстрее и эффективнее, чем ЕАЭС и ОДКБ. Давайте говорить, как есть. Они создали ассоциации аналитических центров, межвузовское сотрудничество, культурное сотрудничество. То, что в рамках ЕАЭС было словами, в тюркской интеграции стало делами. Поэтому я думаю, здесь отставать не стоит. Нужно развивать сотрудничество между экспертными и аналитическими центрами. Например, Хартия. Это хорошо и очень важно, но ее еще нужно донести до общественности.
Еще один пример – Валдайский форум. Это значимое мероприятие, но в Кыргызстане о нем никто ничего не знает, хотя туда наверняка кто-то ездит от нашей страны. Эха валдайского форума у нас не слышно. Мы сегодня обсуждаем в Бишкеке форум, который прошел в Минске, но мы никогда не обсуждаем то, что происходит на Валдае. И это проблема, в первую очередь, для российской стороны. Почему я привожу пример ОТГ? Потому что эта организация не сосредоточилась только на вопросах транзита через границу КАМАЗа с помидорами, они взяли более широкую повестку. Сегодня мы говорим о тюркском алфавите, завтра появится военная составляющая, та самая армия Туран которую мы еще какое-то время назад воспринимали, как сказку. Сейчас идет большая конкуренция информационно – аналитического на Центральную Азию, и соответствующем структурам ЕАЭС и России сейчас важно это не прозевать. Евразийский союз в итоге проиграет, если остановится только на экономическом сотрудничестве, - подчеркнул И. Шестаков.
Мысль о необходимости расширять экспертное сотрудничество в рамках евразийских интеграционных проектов поддержал д.э.н. доцент, независимый эксперт по экономике и госуправлению Алмаз Насыров.
- Сегодня в Кыргызстане работают не более 3-4 экспертных платформ, освещающих евразийскую тематику. Это ЦЭИ «Ой Ордо», ИСАП при КРСУ и медиа-центр «Россия» при КНУ. НИСИ выпал из экспертной плоскости, они ушли в несколько другую сферу. Если учесть, что весь мир, конфликты и геополитическая турбулентность активно меняется, то экспертное сообщество сильно запаздывает, поэтому не может давать соответствующую аналитику, не говоря уже о пропагандистских продуктах. Если говорить о Беларуси, то ее экспертный пул в нашей стране достаточно не широк, мы имеем только частные контакты на экспертном поле и с белорусскими коллегами, и с российскими, но единой общей повестки нет, - отметил спикер.
По его словам, необходимо проводить совместные мероприятия, которые заложат основы интеграционной платформы.
- У нас практически нет меморандумов и соглашений о сотрудничестве в экспертно-аналитической сфере с коллегами из других стран, включая Россию и Беларусь, а те, которые есть, носят декларативный характер. Т.е. произошло какое-то событие, отработали его, и на этом все опять затихло. Т.е. мы совместно работаем от случая к случаю, тогда как прозападные, и те же протурецкие экспертно-аналитические структуры, в том числе в рамках ОТГ работают системно. Пусть с малыми проектами заходят, но работают на постоянной основе. Они применяют систему «работа всех со всеми» - через образование, через диаспоры, экспертные площадки, госорганы и т.д. Проекты реализуются, и идет системная координация. То чем мы сегодня не можем похвастаться.
Приведу пример системной деятельности. Не так давно по линии китайского посольства начала проводиться работа по восьми правилам государственного управления. Это продукт, который имеет далеко идущие планы, в котором уже заложены основы справедливого управления и глобального миропорядка, т.е. китайцы работают на будущее. Соответственно все эти инициативы сопрягаются с конкретными проектами в сфере экономики, образования и т.д. Также системно работают ОТГ и другие игроки. Но у них емкое информационное и экспертное сопровождение, в итоге население больше склоняется в сторону недружественных пропагандистских продуктов. Соответственно туда разворачивается и наша система образования. Сейчас многие говорят о провале системы нашего образования, особенно после того, как ввели 12-летнее школьное образование. Но это результат системной работы иностранных структур.
При этом, несмотря на то, что в Кыргызстане строятся новые школы совместно с российской стороной, проблемы русского языка сохраняются. Возможно, здесь не хватает пропагандистского компонента или экспертной аналитики. Т.е. нужны концепты, которые не должны оседать, им нужен выход на глобальных площадках – Минский форум, Валдай и т.д. Эти вещи будут сигналами в условиях выстраивания нового миропорядка. Да много чего делается со стороны наших дружественных стран, но эффект от этих действий минимальный, поскольку их отклик растворяется и теряется на информационном уровне. Потенциал большой, но необходимо постоянное системное взаимодействие на экспертном и медийном уровнях. Идет конкуренция за Среднюю Азию, и выигрывает ее тот, кто контролирует информационное поле. Евросоюз вбухал в наш регион 12 млрд долларов – это мелочь, зато информационный эффект очень значительный. Россия вкладывает в разы больше, но об этом очень мало говорится публично. Поэтому нужно стимулировать экспертное взаимодействие между дружественными странами, - подытожил А. Насыров.
В свою очередь экс первый замминистра обороны КР, кандидат философских наук Мурат Бейшенов поделился мыслью, что в рамках процесса по разработке Хартии многообразия и многополярности в XXI веке, которую инициировали Беларусь и Россия на первой Минской конференции по евразийской безопасности, как раз и можно организовать взаимодействие экспертного сообщества Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и т.д.
Он также поддержал мысль о том, что многим процессам и проектам, которые осуществляются в рамках ЕАЭС и ОДКБ, а также на двустороннем уровне не хватает медийности.
- Мне недавно из Азербайджана позвонили, просили комментарий по Зангезурскому коридору. Россия все сделала, все проработала, а Трамп теперь молодец все заслуги себе присвоил. На уровне журналистов звучат вопросы, типа Азербайджан переходит на стандарты НАТО, в перспективе будет вступать в альянс, а какие планы на этот счет у Кыргызстана? Я не стал давать интервью, чтобы не портить отношения с Азербайджаном. Но факт остается фактом, западные страны умеют использовать медийные ресурсы. А формат С5+1 как они используют? Трамп посадил напротив себя четырех президентов и пообещал им сколько-то там миллиардов долларов. Это небольшие деньги, но опять же масс-медиа это так преподнесли, что получился широкий информационный эффект, - отметил спикер.
Вместе с тем, он призвал экспертов не молчать, и если не делом, то хотя бы словом поддержать своих союзников по ОДКБ, которые сейчас воюют против блока НАТО.
- Дипломатия дипломатией, но в нынешних условиях нужно четко озвучивать свои позиции. Россия все равно доведет до конца военную спецоперацию на Украине, но какие мы после этого партнеры, если сидим и боимся слово в поддержку своего партнера сказать? Поэтому я тоже считаю, что хотя бы на экспертном уровне мы должны эти вещи озвучивать.
Кроме того, я считаю, нужно расширять ОДКБ. И проявлять больше активности в рамках Организации, которую мы все справедливо называем гарантом нашей безопасности. Сейчас мы только кирпичи на учениях ломаем. Да, в 2022 году в Казахстане она себя показала, но надо и дальше действовать. Почему бы нам не направить своих миротворцев в Беларусь, например. Не надо в Луганск или Донецк, пусть в Беларуси объекты охраняет, но это уже будет реальное взаимодействие, - добавил М. Бейшенов.
Поддержал эту мысль военный эксперт, ветеран спецслужб КР Нурлан Досалиев: «Я поддерживаю инициативу направить в Беларусь в рамках сотрудничества в ОДКБ группу пограничников из Кыргызстана для охраны внешней белорусской границы. Кыргызы лучшие в мире всадники, а там как раз такая местность, которую охраняют конные войска».
Спикер также рассказал, что сейчас многие спрашивают его, почему везде идут конфликты, почему ситуация в мире настолько напряжена.
- В этом вопросе я согласен с теми немногими российскими экспертами, которые говорят, что нынешняя ситуация по многим признакам напоминает конец 19-го начало 20-го веков, когда произошла технологическая революция, когда появились двигатели внутреннего сгорания, создав основу для нефтегазовой экономики, когда появились летательные аппараты, изменившие характер войны. Следствием этого стала война – сначала первая мировая, потом вторая мировая война.
Сейчас в мире происходит нечто подобное, во всех областях наблюдаются технологические прорывы, базирующиеся на феномене, который мы называем искусственный интеллект, который определяет новую природу вообще человеческой жизни в этом и следующем веке. Из этого следует вывод, что будет война. Третья мировая война уже идет. Просто в виду использования специфических инструментов она не видна большинству людей на нашей планете. Непосредственные военные действия, которые мы привыкли видеть, бомбардировки и т.п. имеют очаговый характер, но они расположены в разных точках мира, поэтому не всегда их можно связать между собой.
Но все наше пространство накрыла когнитивная война – война за умы. Вот такая жесточайшая война сейчас идет. И наша главная задача – нашего евразийского пространства, в том числе и наших среднеазиатских республик – адекватная оценка происходящих в мире и в регионе процессов. К сожалению, у нас в Кыргызстане, как и в соседних республиках, нет этой адекватной оценки. Система безопасности России живет в одной парадигме, а мы в Средней Азии живем в какой-то другой парадигме. И это несовпадение вызывает определенное недопонимание и трения, вплоть до бытовых ситуаций среди народа. А если нет адекватной оценки, то нет и нормального прогнозного продукта – что наш ждет, кто наш союзник, кто наш противник. Запад этим пользуется. Надо об этом прямо говорить, сейчас западный блок пошел ва-банк, работая в Средней Азии. Центральная Азия, – это часть геополитической стратегии США. В начале этого столетия нашему среднеазиатскому региону приделали пятое колесо – Афганистан, а два месяца назад Госдеп присоединил к нам еще и Азербайджан, который через ОТГ подсовывает нам военные инициативы, стандарты НАТО и т.д. Итак, у нас нет адекватной оценки, нет прогнозирования и соответственно нет целеполагания – что нам делать, куда и с кем нам двигаться.
Сейчас Запад использует Среднюю Азию как плацдарм для открытия второго фронта. Они уже давно разработали сценарный план. Украину они уже проиграли, и прекрасно это понимают, но здесь они готовят второй фронт, и это видно невооруженным глазом. Сейчас западный блок работает через Казахстан, куда второй год затягивают Катар, Кувейт, Бахрейн на уровне двусторонних военных контактов, им казахи уже отдали отдельные военные полигоны, где через год-два появятся военные базы НАТО, которые будут нацелены на Поволжье, Алтай и Забайкалье. Это как раз те территории, которые ОТГ называет общим тюркским пространством. Мы с этим ОТГ еще нахлебаемся. Турки завладевают мозгами, хотя они еще не сложились как нация, как этнос, но на голом энтузиазме они тут свою политику продвигают – мы тюрки, мы братья, общий язык, культура и т.д. Нет у нас с ними ничего общего, и об этом надо говорить. Турецкие функционеры уже в Поволжье, в Забайкалье ездят, окучивают. Пока это только начинается, нужно принимать какие-то решения и шаги на дальних подступах.
В этой ситуации ценность Хартии многообразия и многополярности в XXI веке, которую инициировали Беларусь и Россия, возрастает в разы. Но понимают это, к сожалению, единицы. В наших странах нет отклика, нет отзыва. Поэтому нужно продвигать эти инициативы на экспертном уровне, - подытожил дискуссию Н. Досалиев.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320