Ой Ордо
21.10.2025

Формат «Центральная Азия + 1» под критическим углом зрения

Намерение выстраивать отношения со странами Центральной Азии в целом, а не с каждым государством в отдельности начало формироваться у основных акторов системы международных отношений и региональных лидеров практически с первых лет независимости центральноазиатских республик.

Об этом в рамках круглого стола: «Геополитика или экономика: плюсы и минусы формата Центральная Азия +1», организованного ЦЭИ «Ой Ордо», рассказал к.и.н., заслуженный деятель дипломатической службы Республики Казахстан, ассоциированный профессор Университета Нархоз (Алматы) Рустем Курмангужин.

При этом он отметил, что определенные исключения делались в отношении Казахстана и частично Узбекистана. Интерес к указанным странам определялся, в том числе, наличием у них оставшегося с советских времен оружия массового поражения, в уничтожении которого были заинтересованы все граничившие с регионом ЦА страны, а также развитые государства условного Запада и сама Россия.

- Целью двусторонних контактов с другими центрально-азиатскими государствами было определенное «знакомство» со страной, а также отрыв ее от России, в приоритетах которой взаимодействие с центральноазиатскими республиками рассматривалось в привязке к таким структурам, как СНГ и ОДКБ.

Первые теоретические обоснования важности  отношения к странам ЦА, как к единому региону дали европейские исследователи. В основном это были немецкие специалисты. Данное обстоятельство в дальнейшем позволило тому же Евросоюзу разработать уже в 2002 г. свою первую Стратегию ЕС-ЦА, которая фактически была планом мероприятий.

Свои концептуальные подходы к региону к середине 2010-х годов определили и американцы. Центральноазиатские страны были имплантированы в «Большую Центральную Азию» Ф.Старра.

Первыми из азиатских стран, рассматривавших государства ЦА как единое целое, были Япония и Корея. Они запустили соответствующие проекты, которые реализовывались корейским и японским  агентствами международного развития KOICA и JICA.

Со временем подобный  формат взаимодействия ЦА+ стал использоваться и другими акторами международных отношений (Китай и Россия). Однако Центральная Азия не воспринималась Москвой и Пекином как регион с четко структурированной организационной структурой с единым видением реального, а не декларированного будущего. Следует пояснить, что сами усилия стран ЦА по созданию региональной структуры в конечном счете дали «выхлоп» на Евразийском треке.

В целом, как представляется, формат ЦА+ облегчает мировым акторам диалог со странами региона. У этих акторов практически отсутствует необходимость разбираться в особенностях дипломатии, внутриполитического развития или культурных традиций каждого государства ЦА. Возможно поэтому те же зарубежных специалистов, не только профессионально разбирающихся в соответствующей проблематике, но и элементарно владеющих языками центральноазиатских народов, сегодня практически нет. Подобные специалисты, как собственно и зарубежные дипломаты нового поколения уверены, что для работы в странах ЦА им вполне достаточно знание двух языков: русского или английского языков.

При последующем активном развитии формата ЦА+, подобные специалистам в дальнейшем будут с трудом различать сами центрально-азиатские страны. Удивительно, что те же американские дипломаты, работающие на соответствующем направлении, в т.ч. в Казахстане, стали забывать известное выражение: «Что выгодно Форду, то выгодно США!» В новых реалиях республиканской администрации эти дипломаты не способны  объяснить своим начальникам в госдепартаменте, что упомянутое высказывание применительно к Казахстану должно звучать так: «Что выгодно Шеврону, должно быть выгодно и Соединенные Штатам»…

Теперь несколько слов об аналогичном формате ЦА+, который предусматривает взаимодействие стран региона с Афганистаном.

Недавно, как известно, состоялась в Узбекистане первая встреча дипломатов ЦА и Афганистана. В СМИ инициатива создания подобного формата  приписывается узбекской стороне. Одна в реалиях все выглядело абсолютно по-другому. Следует напомнить, что сама идея диалога в подобном формате возникла в конце 2010 года. В тот период, будучи директором департамента стран Азии и Африки МИД РК провел консультации с коллегами в странах ЦА. Инициативу Казахстана поддержали в МИД Кыргызстана и Таджикистана. Узбекские коллеги ответили уклончиво. Позитивно оценив Казахстанскую инициативу, они конфиденциально сообщили, что в виду отношений лидеров двух стран она не найдет понимания у президента Узбекистана. И вот теперь спустя 15 лет хорошо забытое старое преподносится как абсолютно новое, - подытожил Р. Курмангужин.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320