Мошенники часто выдают себя за сотрудников Нацбанка КР или правоохранительных органов
Страна идет в ногу со временем, развивается цифровизация, усовершенствуются безналичные операции и способы оплаты. Но активное распространение цифровых сервисов рождает также больше возможностей для мошеннических схем, которые с каждым годом становятся все сложнее.
Злоумышленники тоже идут в ногу со временем и отлично справляются с методами социальной инженерии. Особенно используют доверчивость граждан и стремление к получению выгоды.
По словам главного инспектора отдела развития цифровых банковских операций Управления методологии надзора Нацбанка КР Бексултана Акимбекова, мошенники научились прекрасно подделывать голоса, сайты и многое другое с помощью искусственного интеллекта.
- Самая распространенная схема – звонок от якобы «сотрудника банка», также стала популярна схема, когда звонят из «правоохранительных органов», - объясняет он. – Их задача – получить доступ к средствам потенциальной жертвы. Если вы стали жертвой мошенничества на финансовых рынках, то по заявлению потребителя финансовых услуг, регулятор проведет проверку и при необходимости примет меры надзорного реагирования.
Представители Нацбанка предупреждают, если с вашей банковской карты вдруг списали деньги, то как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Обратитесь в отделение вашего банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Что может сделать банк?
Нацбанк КР ввел «период охлаждения» при выдаче онлайн-кредитов для защиты граждан от мошенничества. Это временной интервал, в течение которого банк не переводит средства заемщику после одобрения кредита, позволяя клиенту отказаться от сделки, если он передумал или узнал о мошенничестве. Длительность периода зависит от суммы кредита, но обычно длится до 12 часов.
Если онлайн-кредит свыше 100 тысяч сомов, то банк обязан осуществить контрольный звонок для подтверждения согласия клиента на оформление кредита.
Также Нацбанк внедрил обязательную установку антифрод-систем в коммерческих банках. Это автоматизированная оценка рисков транзакций, приостановка подозрительных операций и обязательство банка возмещать клиентам ущерб, нанесенный мошенниками в онлайн-банкинге или мобильных приложениях.
Банки, в свою очередь обязаны оперативно реагировать на мошенничество.
Национальный банк КР внедряет систему самозапрета на кредиты для граждан, чтобы защитить их от мошенничества и необоснованного получения кредитов.
- Граждане смогут добровольно заблокировать возможность оформления кредитов на свое имя. Этот шаг, является дополнительной гарантией для граждан, не пользующимися кредитами, - делится Бексултан Акимбеков.
Гражданину КР необходимо прийти в коммерческий банк с паспортом и написать заявление на запрет. Стоит отметить, что «Элдик банк» стал первым банком, внедрившим социальную цифровую услугу «Самозапрет на кредит».
Подобное новшество уже действует на территории России и Казахстана. Например, Центробанк России успешно ввел механизм и за первые 10 дней его услугой воспользовались более 5 миллионов человек.
Как не стать жертвой финансовых мошенников в соцсетях, мессенжерах и по телефону? Советы от Нацбанка
Казалось бы, обыкновенные разговоры в соцсетях и мессенжерах стали основой повседневной связи с близкими, коллегами и миром. Но именно эти каналы используют финансовые мошенники, чтобы завладеть вашими деньгами.
Национальный банк КР предлагает придерживаться следующих правил, чтобы не стать жертвой мошенников:
Не стоит полностью игнорировать звонки с незнакомых номеров или мессенжеров, но есть определенные признаки того, что вам звонят мошенники.
В каких случаях не рекомендуется отвечать на телефонный звонок?
· Если вам позвонили с иностранного номера
· Если номер слишком короткий, из 3-х или 4-х цифр
· Не перезванивайте на пропущенные звонки с неизвестных номеров
· Не отвечайте на скрытые номера
Злоумышленники отслеживают, используется ли номер. Проверяйте подлинность номеров организаций только на официальных сайтах.
Финансовые схемы мошенников постоянно обновляются. С развитием интернет-технологий изменяются и методы выманивания денег у граждан. Множество случаев, когда телефонные мошенники выдают себя за родственников, якобы, попавших в беду, или представляются сотрудниками банков.
Однако, теперь они также ищут жертв в объявлениях по купле-продаже и оказании услуг, представившись продавцом услуг или товаров они требуют незамедлительно перечислить деньги на счет.
Будьте бдительны! Не переводите деньги незнакомцам
Согласно большинству поступающих жалоб, мошенники получают доступ к телефонам жертв, направляя им ссылки по Ватсапу или другим соцсетям. Люди, проходя по ссылкам, автоматически предоставляют доступ к списку своих контактов. Заполучив номера ваших близких и знакомых, злоумышленники начинают их обзванивать. Мошенники могут звонить с номеров разных операторов связи.
Не отвечайте на звонки с неизвестных номеров без явной необходимости!
Заносите неизвестные номера в «черный список» или блокируйте. Если вы много раз не берете трубку, мошенники решат, что звонить сюда не стоит.
Злоумышленники хорошо изучили психологию людей и стараются направить собеседника к произнесению определенных слов. Не идите у них на поводу. Ломайте их языковой сценарий!
Помните, что мошенники могут записать ваш голос, чтобы использовать в своих целях! Нельзя говорить слова «да», «нет», не при каких обстоятельствах, не говорите слово «подтверждаю», не произносите слово «неправильно». Даже если вы поняли, что это мошенник – не оскорбляйте его. Лучше сразу бросить трубку.
Если вы поняли, что разговор ведется не с тем, кем представился мошенник, лучше говорить несвязно и употреблять слова «конечно», «сомневаюсь» или что-то невнятное. Записав ваши неразборчивые фразы, мошенники не смогут использовать их в хищении денег с банковских счетов.
Дарья Нестерова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320