Европа осознала чрезвычайное значение Средней Азии в альтернативных поставках критически важных энергоносителей, пишет Časopis argument. Теперь в ЕС активно добиваются сотрудничества с этим регионом. При этом европейцам пришлось поубавить свой гонор.
Не знаю, обратили ли вы внимание, но несколько дней назад в одном конце мира, в Кейптауне, встретились представители неформального, но все более весомого объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые говорили о мирном и, главное, справедливом устройстве мира. А вскоре мы увидим, как другая часть мира, которая уже выдыхается, будет говорить о войне! Я имею в виду предстоящий саммит Североатлантического альянса в Вильнюсе, участие в котором примет и воинственная часть словацких политических элит, пока остающихся у власти, хотя и странным образом.
Кроме прочего, пару недель назад в Китае прошла встреча представителей Китая и государств Средней Азии, которая преобразовалась из формата «пять плюс один» в формат «шестерки».
В рамках этого саммита, на котором присутствовали все среднеазиатские президенты, Пекин дал своим партнерам из Астаны, Ашхабада, Бишкека, Душанбе и Ташкента ясные гарантии защиты от европейских неконцептуальных и русофобски задуманных экономических санкций, а также выделил определенную сумму не только на развитие проекта «Один пояс и один путь», но и на то, чтобы Средняя Азия стала важным центром более масштабного геополитического, или даже, можно сказать, цивилизационного, проекта — «Азиатский век»!
Тогда в Среднюю Азию немедленно приехал действующий председатель Европейского совета Шарль Мишель - один, без сопровождения кого-нибудь, для кого не нашлось бы кресла, как это случилось в Турции. Второго июня 2023 года он принял участие во втором саммите Европейский Союз — Средняя Азия.
Саммит проходил в киргизском курортном городе Чолпон-Ата, куда приехали президент Казахстана Жомарт Токаев, Таджикистана Эмомали Рахмон и Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Что касается Туркмении, то Брюссель постоянно критикует ее за все, даже за погоду, чтобы та наконец выразила свое мнение о «демократическом» Европейском Союзе, который мечтает о газе из Туркмении. Он помог бы Европейскому Союзу пережить следующую зиму без недовольства населения и сохранить какой-никакой экономическо-промышленный уровень, отдаленно напоминающий те времена, когда Запад жил за счет дешевого энергетического сырья с востока. Так вот Туркмения отправила на саммит лишь зампреда правительства Нурмухаммеда Аманнепесова.
Однако для точности следует сказать, что в последние два года контакты Европейского Союза с государствами Средней Азии носили весьма разносторонний характер, хотя со стороны Брюсселя отличались крайним патернализмом. Так, например, с 18 по 19 мая 2023 года в Алма-Ате прошел 2-й Экономический форум ЕС — Средняя Азия, десятого марта 2023 года в узбекском Ташкенте состоялся Форум гражданского общества ЕС — Средняя Азия. С 23 по 24 февраля в Риме проходила Конференция на высшем уровне между Европейским Союзом и государствами Средней Азии по экологии и воде. Также нельзя не упомянуть министерскую встречу Европейский Союз — Средняя Азия в Самарканде с 18 по 10 ноября 2022 года.
Не будем забывать и о том, что это уже вторая по счету встреча в данном формате. Первая состоялась 27 октября 2022 года в столице Казахстана Астане.
Следует отметить и то, что хозяин мероприятия, киргизский президент Садыр Жапаров, провел отдельные двусторонние встречи со всеми, кто прибыл в Киргизию на саммит Европейский Союз — Средняя Азия.
Какова была цель?
По замыслу встречу в Чолпон-Ате планировалось посвятить сотрудничеству между Европейским Союзом и государствами Средней Азии. Однако незадолго до начала мероприятия, а точнее после саммита «шестерки» в Китае, Шарль Мишель был вынужден изменить риторику, вернуться на землю и пообещать, что Европейский Союз не будет принимать против государств Средней Азии санкций за сотрудничество и экономические контакты с Россией. Он сказал буквально следующее: «Мы не предпримем никаких чрезвычайных мер, и, что очень важно, мы хотим сотрудничать со всеми нашими партнерами по всему миру, не исключая Средней Азии…» Правда, чтобы за эти слова в Брюсселе его не четвертовали, Шарль Мишель добавил еще, что Европейский Союз будет якобы «дипломатическим путем убеждать государства Средней Азии не поддерживать Российскую Федерацию».
Участники саммита договорились о том, что поручат своим министрам иностранных дел, а также Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю сформулировать выводы прошедшего саммита и ускорить реализацию давнишней совместной дорожной карты по углублению сотрудничества между Евросоюзом и Средней Азией. Правда, исполнение этого документа Брюссель так же, как и Минские договоренности, долгое время блокировал.
Но если вспомнить, как Жозеп Боррель игнорирует решения Европейского парламента, как нагло он выступает против всего, что касается востока, и в его возрасте (он 1947 года рождения), трудно поверить, чтобы он занялся чем-то, кроме устройства собственного комфорта…
Заключительное коммюнике
На саммите, а точнее незадолго до его завершения, страны-участницы сформулировали пункты возможного сотрудничества. Президент Казахстана говорил о более тесном сотрудничестве при использовании портов в Каспийском море и о возможностях европейских университетов улучшить высшее образование в Казахстане. С интересной инициативой выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, который, и словом не обмолвившись о соблюдении прав человека, которые так беспокоят радужный Брюссель, говорил, прежде всего, о расширении торгово-экономических контактов с Европейским Союзом в целом, а также с его членами по отдельности. И все это в рамках Генеральной системы преференций (GSP+), в которой Узбекистан видит приоритет при создании стабильных и не унизительных для Узбекистана механизмов обмена товарами и услугами. Узбекский президент добавил: «Мы провели встречи с лидерами Франции, Германии, Венгрии и Чешской Республики (отмечу, что в списке отсутствует Словакия, и даже не буду отдельно говорить о том, как плохо, что мы упускаем Среднюю Азию), открыли посольства в Будапеште и Стокгольме (Братиславы опять нет), а на будущей неделе я еду в Италию…»
Идеи, предложения и инициативы – это одно, а совместный документ, который можно перечитать, проанализировать и со временем осмыслить – другое.
Итак, в конце встречи Европейский Союз — Средняя Азия в Киргизии ее участники приняли Совместное коммюнике.
В этом кратком документе они, в частности, подтвердили свою приверженность продолжению диалога на высшем уровне между Центральной Азией и Европейским Союзом и развитию партнерства в соответствии с приоритетными направлениями. Также лидеры выразили неизменную приверженность соблюдению Устава ООН, в частности принципов уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности всех стран, неприменения силы или угрозы ее применения и мирного урегулирования международных споров. Кроме того, было отмечено, что вода является одним из важнейших ресурсов для мира и благополучия народов Центральной Азии, они признали, что необходимо учитывать интересы стран и народов региона, чтобы найти общее решение по ее устойчивому использованию посредством программы помощи «Команда Европа». Они высоко оценили помощь международного сообщества при оказании помощи народу Афганистана и отметили ключевую роль ООН, выступили за активизацию усилий по борьбе с распространением идеологии и пропаганды терроризма через интернет, подчеркнули важность дальнейшего расширения взаимных торговых и инвестиционных механизмов для ускорения социально-экономического развития всех сторон. Они также подчеркнули важность тесного диалога в контексте санкционного режима ЕС. Участники саммита отметили важность усиления взаимодействия между аналитическими центрами и гражданским обществом, а также обсудили возможности совместного обучения дипломатов Центральной Азии, в том числе в Европейском Союзе.
Значение
Значение Средней Азии чрезвычайно возросло после осознания, что она может стать источником альтернативных поставок критически важных энергоносителей, без которых Европа никогда не будет Европой с большой буквы. Кроме того, Средняя Азия ищет свое место в архитектуре безопасности Евразии, где вес Европы снижается.
Категоричные заявления Европейского Союза о том, ни в коем случае нельзя допускать поражения Украины, хотя де-факто оно налицо, приводят к тому, что государства Средней Азии готовы сотрудничать, но не по модели, предложенной Брюсселем. То есть избирательно! Эта избирательность проявится, например, и в том, что они сами будут решать, какие реформы им проводить, и какими идеями и силами сплачивать власть и общество.
Они не хотят, чтобы кто-то заставлял их разорвать отношения с Москвой, геополитическим феноменом в Средней Азии, и при этом не становиться вассалом Пекина. Для этого у Брюсселя нет ни моральных, ни интеллектуальных, ни экономических возможностей. После саммита Европейский Союз — Средняя Азия президент Казахстана отправился в Анкару на инаугурацию президента Реджепа Тайипа Эрдогана, понимая, что Турция - это не жадный Запад. Также в Анкару поехали президенты Узбекистана и Киргизии. В Средней Азии роль играют другие цифры, другие отношения, и работает иная геополитическая логика.
Будущая встреча
Согласно плану и договору, следующий саммит Европейский Союз — Средняя Азия должен состояться осенью 2024 года в Узбекистане. Разумеется, это произойдет при условии, что к тому моменту Европейский Союз не рассыплется в прах. Ведь, принимая нелогичные решения в экономике и социальной жизни, а также слепо подчиняясь Вашингтону, ЕС идет к этому буквально семимильными шагами!
И это видят не только в Средней Азии.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320