Нынешний год был объявлен перекрестным годом Кыргызстана и России и должен был стать особенным в отношениях двух государств. Однако, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в эти планы. Из-за введения карантинных мер многие из запланированных мероприятий не состоятся. В какой-то мере притормозила пандемия развитие и евразийских интеграционных процессов, что тут же побудило противников ЕАЭС активизироваться и затеять пропагандистскую кампанию за выход Кыргызстана из союза. Своим мнением относительно данных вопросов в интервью «Регион.kg» поделился вице-премьер-министр КР Эркин Асрандиев
«Регион.kg»: Текущей год объявлен Перекрестным годом Кыргызстан и России, однако после торжественного открытия по причине пандемии он оказался на карантине. Сейчас наши страны выходят из режима ЧП, какие из запланированных мероприятий могут быть реализованы во второй половине года?
- Начну с того, что изначально план мероприятий перекрестного года включал в себя около двух сот различных действий и активностей, в основном культурного и гуманитарного характера. Сейчас очевидно, что какую-то часть из запланированных мероприятий мы не сможем выполнить. Сейчас нам доступен только в онлайн режим, поэтому, что касается массовых мероприятий, например, концертов, фестивалей, то они скорее всего будут либо отменены, либо отложены.
Мы обсуждали сложившуюся ситуацию с нашими российскими коллегами, и пришли к общему мнению, что тема перекрестного года остается, но запланированные мероприятия мы будем реализовывать с учетом нынешних реалий. Мы договорились, что в ближайшее время наши госструктуры, прежде всего, это министерство туризма и культуры с нашей стороны и соответствующая структура с их стороны пересмотрят прежний план – в нем останутся мероприятия, которые до конца года еще можно будет реализовать, и в этом направлении будет вестись работа.
«Регион.kg»: Как за пределами Кыргызстана, так и в самой республике есть силы, чья деятельность направлена против участия КР в ЕАЭС, более того заявления о необходимости выхода уже звучат и от отдельных парламентариев. Безусловно, проблемы в ЕАЭС существуют, но является ли основанием для кардинальных решений? На ваш взгляд, чем важен и какие перспективы открывает союз для нашей страны?
- Всем известно, что, благодаря членству республики в Евразийском экономическом союзе, наши трудовые мигранты, прежде всего, в России и в Казахстане, получили много преимуществ и находятся сейчас в более комфортных условиях, нежели трудовые мигранты из других стран.
Кроме того, мы должны учитывать, что, являясь участником евразийской интеграции, Кыргызстан имеет выход на общий с другими четырьмя странами рынок. Несмотря на некоторые трудности на границах, общий многомиллионный рынок, прежде всего, речь идет о российском рынке, который является ключевым для экспорта кыргызских товаров, – это очень большой плюс. Если Кыргызстан перестанет быть членом ЕАЭС, то для экспорта наших товаров в Россию могут возникнуть новые сложности и барьеры.
Членство в Евразийском союзе несет плюсы и с финансовой точки зрения. Во-первых, это доступ к ресурсам Евразийского Банка Развития. Во-вторых, это Российско-Кыргызский Фонд Развития. Да, мы слышим критику о том, что фонд не в полной мере реализовал свой потенциал, который изначально в нем закладывался. Но как бы там ни было более двух тысяч проектов на общую сумму свыше трех сот миллионов долларов были профинансированы за эти 4 года. Это существенная сумма. И это мы должны учитывать.
Конечно, весь потенциал фонда пока не задействован, остаются неосвоенными 250-260 миллионов долларов, которые было бы хорошо привлечь в экономику республики. Тем не менее то, что уже было сделано, тот объем, на который по линии РКФР был профинансирован бизнес, это уже существенно.
Россия для Кыргызстана – стратегический партнер, союзник. И естественно, что их и наши интересы должны находить общее направление и общий вектор.
Что касается существующих в рамках объединения проблем. В первую очередь, речь идет о нерешенных проблемах во внутренней торговле, и прежде всего, в пересечении внутренних границ союза. Мы везде говорим, что у ЕАЭС единая внешняя граница, но объективно порой больше проблем возникает на наших внутренних границах. Эти проблемы есть.
Мы постоянно ставим вопрос о том, что в рамках ЕАЭС нужно создавать определенные финансовые институты развития, нацеленные исключительно на подтягивание малых, или как мы их называем, догоняющих экономик, и на увеличение их потенциала. Если же не создавать новые структуры, нужно переформатировать работу уже существующих – Евразийского Банка Развития или Российско-Кыргызского Фонда, нужно чтобы они применили новые подходы и были больше сфокусированы на развитии малых экономик. У нас по этому вопросу идет большая дискуссия. Однако пока этот вопрос остается открытым.
При этом очевидно, что статистика говорит в пользу наших доводов. Например, на сегодняшний день ЕАБР не профинансирован в Кыргызстане ни одного проекта в частном секторе, только под государственные гарантии. Государственные гарантии – это когда заемщиком выступает правительство, но в этом нет никаких сложностей. Весь мир готов давать нам финансовые ресурсы под госгарантии.
Важно подчеркнуть, что нет ни одного проекта в частном секторе не потому, что в КР нет проектов, а потому, что подходы, условия, параметры финансирования не соответствуют реалиям нашей экономики. Взять хотя бы тот факт, что действующие финансовые институты при оценке рисков применяют международные европейские подходы. Но мы не Европа. У нас другая страна, другие специфики, поэтому, наверное, нужно глубже изучать среду.
Союз базируется на принципе свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Но пока еще не все они обеспечены в полной мере.
Но будем оптимистами, ЕАЭС – все-таки очень молодое объединение. И я думаю, что со временем мы сможем решить все эти сложности, учитывая, что союз развивается, постоянно идет конструктивный диалог, ведется интенсивная работа между пятью странами на правительственном и экспертном уровнях. Во время дискуссий, которые иногда бывают очень жаркими, пусть не сразу, но мы находим общие решения, приходим к общему знаменателю. Т.е. в любом случае прогресс есть, и возможно, просто нужно время, чтобы мы договорились по всем вопросам. Главное, не утратить стремления к созданию полноценного объединения.
«Регион.kg»: Хотелось бы узнать Ваше личное мнение, нужно ли Кыргызстану выходить из ЕАЭС или нет?
- Мы очень тесно взаимосвязаны с нашими партнёрами по союзу, прежде всего, с Россией и Казахстаном, но, оставаясь в объединении, мы должны успешно решать свои проблемы с тем, чтобы интересы Кыргызстана были защищены, чтобы наши граждане и наши предприниматели получали пользу от этого союза.
«Регион.kg»: В качестве одного из самых главных плюсов участия КР в ЕАЭС Вы назвали преференции, которые получили наши трудовые мигранты. Однако сейчас, в условиях кризиса, десятки тысяч наших граждан могут остаться без работы в России и вернуться в Кыргызстан. Как Вы видите развитие данной ситуации?
- Естественно, что часть трудящихся, по разным оценкам от 50 до 100 тысяч человек, вернутся в Кыргызстан. Но это не так много, если учесть, что в России по разным данным находятся от шести сот тысяч до миллиона с лишним наших граждан. Т.е. даже если вернуться сто тысяч, большинство все равно останутся в России, потому что там у них в любом случае больше возможностей трудоустроится.
На мой взгляд, ситуация будет развиваться следующим образом –постепенно экономическая активность в России будет возобновляться, что, естественно, будет положительно отражаться на возможностях и деятельности наших трудовых мигрантов. Постепенно будет восстанавливаться и наша экономика, и когда какая-то часть трудовых мигрантов вернется в Кыргызстан они смогут трудоустроиться, например, в аграрный сектор.
Как показывает практика, и как говорят эксперты, в условиях кризиса население всегда перетекает в сельскую местность. Так было и во время кризиса 2008 года. Дело в том, что сельское хозяйство при любом раскладе дает человеку возможность заработать, поскольку сельхозпродукция всегда востребована, поэтому земля всегда может стать источником дохода, если ее обрабатывать и что-то выращивать. В основном наши мигранты из сельской местности, и если они вернутся, то скорее всего будут задействованы в аграрном секторе.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320