В ходе Дней Европейской экономики в Ташкенте состоялась сессия по Транскаспийскому транспортному коридору под руководством Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвященная логистике и региональному сотрудничеству. Об этом сообщает «Газета. uz».
«Благодаря этой транспортной сети, мы можем соединить регион с Европой. Беспрепятственное и налаженное управление такими коридорами поможет создать как можно больше возможностей для развития. Помимо Узбекистана, и Туркменистан также может стать очень важной страной в этой сети. Это позволит нам наладить таможенные отношения между странами и создать надежные и функциональные системы пересечения границ», - заявил советник гендиректора Европейской комиссии по международному сотрудничеству Хенрик Хололей.
По мнению старшего политического аналитика ОЭСР Грегори Леконта, в этом транспортно-логистическом проекте особую роль может играть Узбекистан, поскольку республика является лидирующим реформатором в регионе, и находится на пути к присоединению к ВТО. Он также отметил: «Нам нужно воспринимать Транскаспийский коридор как жемчужину, которая позволяет нам не создавать отдельные дополнительные пути. Мы видим, что этот коридор имеет огромный потенциал. Особенно если он станет возможностью экономической интеграции региона с большим упором на смягчение и налаживание таможенных процессов».
Начальник управления транспортных коридоров министерства инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Даврон Дехканов сообщил, что за последние 5 лет товарооборот между Узбекистаном и странами ЕС вырос почти в 2 раза и по итогам 2023 года составил порядка 6 миллиардов тонн.
«Основной поток перевозимых экспортных грузов из Узбекистана в направлении стран ЕС осуществляется по Транскаспийскому транспортному коридору — южным маршрутом через Туркменистан и средним маршрутом через Казахстан», — рассказал Дехканов.
Однако представители бизнеса сообщили о проблемах с доставками грузов и факторах коррупции. « К примеру, когда мы находимся в Казахстане и завозим груз в Узбекистан, работников на местах не интересует наличие документов и порядок прохождения таможни. Очередь для ожидающих может сдвинуться только искусственным путем. Если деньги заплатишь, то тогда пройдёшь границу быстрее. Иначе можно простоять хоть неделю там», — сказал представитель компании Grand Evrasia Group.
По их мнению «таковы их правила, которые они сами придумали на месте». «Никакие межгосударственные договорённости в решении этой проблемы не помогут. Нужен механизм, чтобы исключить влияние человеческого фактора», - считают бизнесмены.
О необходимости странам Организации Тюрских Государств развивать потенциал Транскаспийского транспортного коридора, говорилось в ходе саммита глав государств организации в Бишкеке. Эксперты оценивают стоимость затрат на полноценное функционирование данного проекта в 19 миллиардов евро.
По мнению российского аналитика Натальи Ереминой, в повышенном внимании ЕС к Транскаспийскому международному маршруту связано с явным желанием замкнуть на себя дополнительные маршруты и контролировать их, особенно в условиях западных санкций в отношении России. «Не менее важно для Брюсселя, что данный коридор призван ограничить участие России в глобальных логистических цепочках. Но самое важное – ЕС стремится получать из стран Центральной Азии и Закавказья ресурсы», - считает эксперт.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320