В отношениях стран Центральной Азии завершается конфетно-букетный период. Об этом на своей странице в Facebook написал директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент) Бахтиёр Эргашев.
По его словам, в мире почти нет событий, которые в той или иной мере, не влияют на Узбекистан и Центральную Азию. Это могут быть, например, волнения в Зимбабве по поводу китайских компаний или Тыграйская война в Эфиопии, которая идет уже давно.
«В конце ноября правительство Эфиопии заявило, что захватило столицу провинции и восстание подавлено. Но, таких «побед» было уже много, а Тыграй, который граничит с Суданом, как воевал, так и продолжает воевать. И здесь прослеживается интересная цепочка. Эфиопия, почти достроила огромную плотину на Голубом Ниле, одном из двух основных притоков Нила, против чего всегда выступали Судан и Египет, потому что ее наполнение водой приведет к нарушению схемы водоподачи в эти две страны, и по большому счету, может убить их сельское хозяйство», - пишет эксперт.
Он отмечает, что несмотря на протесты соседей, Эфиопия строила и уже почти достроила ГЭС, заявив, что наполнять плотину водой будет не 8 лет, как об этом говорят Египет и Судан, а три года.
«Т.е. три года Голубой Нил почти не будет давать воду в Нил. А это катастрофа для Нила, Египта и Судана. И именно в этот момент в очередной раз, активизировался Национальный фронт освобождения Тыграя, и правительство Эфиопии получило сильнейший удар. Почти все эксперты, реально занимающиеся этой проблемой, аргументировано говорят о том, что за спиной повстанцев в Тыграе стоят Судан и Египет, которые хотят, чтобы правительство Эфиопии «прислушалось» к их аргументам», - констатирует Бахтиер Эргашев.
Далее он проводит параллель между Африкой и Центральной Азией, где ведется строительство одной из крупнейших в мире Рогунской ГЭС с каменно-набросной плотиной высотой около 400 метров.
«Если её достроят – её надо будет наполнять. Сегодня, в обмен на снятие Узбекистаном возражений по строительству этой ГЭС, мы имеем обещание президента Таджикистана Эмомали Рахмона о том, что наполнение водохранилища водой будет идти семь-восемь лет и не создаст проблем для нижележащих стран-водопотребителей. Я, в силу специфики моей профессии, как-то очень скептически отношусь к устным обещаниям даже весьма уважаемых людей...», - пишет глава аналитического центра «Ma'no».
Большее доверие у него вызывают четкие формально-юридически закрепленные в международном договоре обязательства. И санкции за их нарушение.
«Уже любому человеку, а не только аналитикам, видно, что конфетно-букетный период в отношениях между странами региона, начавшийся четыре года назад - заканчивается. Суровые реалии межгосударственных отношений, со всеми их проблемными точками и нерешенными вопросами, холодным ветром сдувают лепестки букетов», - добавляет эксперт.
Одним из звоночков того, что отношения разлаживаются, по его словам, является застопорившийся процесс делимитации кыргызско-узбекской границы
«Как говорится, для танца требуются двое партнеров, и желательно, чтобы они танцевали в одном темпе, в такт друг другу. А с этим проблемы», - подытожил Бахтиер Эргашев.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320