Политика
20.07.2021

Эксперт: Кыргызстан находится в «турецкой матрице»

«Складывается впечатление, что руководство страны до сих пор не понимает, что «игра идёт по чужим правилам» и мы находимся в «турецкой матрице»». Интервью с экспертом по вопросам безопасности, ветераном спецслужб Таалайбеком ДЖУМАДЫЛОВЫМ.

– Таалайбек Амантурович, как бы вы прокомментировали скандальную историю, связанную с Орханом ИНАНДЫ?

– В целом, по данному поводу высказались все, начиная от Президента КР, главы ГКНБ, правозащитников, представителей гражданского общества и заканчивая экспертами.

И вот теперь, когда страсти более-менее утихли, так называемая «дымовая завеса» ушла и «туман рассеялся», пришло время провести беспристрастный «разбор полётов», извлечь уроки и принять все меры по недопущению подобных событий впредь. Прежде всего, необходимо проанализировать факты. Фактом является то, что гражданин КР был похищен, по прошествии примерно одного месяца глава другого государства заявил, что он доставлен в страну и передан в руки правосудия.

Поэтому, учитывая своё профессиональное прошлое, предложил бы взглянуть на данную историю через призму «турецких» национальных интересов, международного права и с точки зрения законов КР. При этом следует принять во внимание, что для правильного понимания настоящего необходимо помнить прошлое.

Итак, по порядку. Как мы все помним, в 2016 году в Турции была предпринята попытка осуществления государственного переворота, которая потерпела фиаско. После этих событий высшее политическое руководство Турции поставило цель перед всеми государственными турецкими институтами: провести работу по поимке и доставке на территорию Турции всеми доступными способами тех лиц, кто был причастен к посягательству на конституционный строй. Турецкое руководство обратилось к целому ряду иностранных государств с требованием депортации. Примерно 250 лиц спрятались на территории США, и, по мнению турецкой стороны, они все принадлежат к запрещённой организации FETO. Около 150 человек скрылись в странах Европейского Союза. Другие растворились на территории стран СНГ. Так вот, где удалось вернуть с использованием международных правовых механизмов, то эти люди были экстрадированы. А свыше ста человек были возвращены на территорию Турции при помощи проведения специальных операций, где было невозможно сделать правовыми механизмами.

Похищение Орхана Инанды из нашей страны и есть «успешный» результат так называемого на чекистском сленге «активного мероприятия» как элемента глобальной специальной операции МИТ (Национальной разведывательной организации Турции). Данная специальная операция является многоцелевой.

Таким особым способом и с задействованием всего арсенала специальных сил и средств Турецкая Республика, в рамках реализации своей глобальной геополитической стратегии по возрождению былого турецкого влияния, демонстрирует всему мировому сообществу: Турция вполне способна и полна решимости обеспечить неукоснительное исполнение принципа неотвратимости наказания. Это что касается внешнего контура. А на внутреннем контуре Р. Эрдоган ясно и четко дает понять всем своим оппонентам, что борьба с оппозицией будет беспощадной. И в-третьих, он показывает, что Турция, как состоявшееся государство, ставит на первое место свои национальные интересы, пусть даже вопреки международному праву. Всё перечисленное следует отнести к «турецкому взгляду» на ситуацию с Орханом Инанды.

С позиции же норм международного права Турция, как уже было отмечено выше, продемонстрировала готовность идти на их полное игнорирование во имя национальных интересов. Все Конвенции о правах человека и прочие международные нормативно-правовые акты были нарушены, что не подлежит сомнению.

Что же касается кыргызской стороны, то случившееся никоим образом не поднимает авторитет страны. Если высшее руководство КР в очередной раз, как и в ситуации с трагическими событиями в конце апреля – начале мая на границе с Таджикистаном, демонстрирует неспособность выполнять базовую функцию любого суверенного государства – обеспечить безопасность своих граждан, то имидж нашей страны на международной арене, естественно, пострадал. Конечно, надо принять во внимание «двойственное» положение нашего руководства. С одной стороны, сейчас начинает раскачиваться тема незаконного получения гражданства. Прежде всего, следует обратить внимание, что на момент похищения Орхана Инанды какого-либо Указа об утрате им гражданства КР не было, как и его личного заявления с просьбой о выходе из гражданства. Поэтому юридически он пользовался всеми правами и обязанностями гражданина КР, и государство обязано было обеспечить его безопасность. Если последовательно следовать этой логике, то сначала надо было провести расследование на предмет законности получения гражданства и потом принять нормативно-правовой акт об утрате гражданства. И только потом его можно было депортировать из страны с соблюдением всех международных правил. Складывается впечатление, что руководство страны до сих пор не понимает, что «игра идёт по чужим правилам» и мы находимся в «турецкой матрице».

Как было замечено выше, такого рода специальная операция является комплексом особых мероприятий, объединённых Единым замыслом, с разработкой Стратегии, Плана действий, задействованием всего арсенала сил и средств: слежка и полный контроль за поведением объекта, выявление связей, изучение режима работы, география перемещения, схема устройства системы общественной безопасности и контрразведывательного режима в стране и т.д. Кроме того, скорее всего, были использованы документы прикрытия, ведь каким-то непонятным для Пограничной службы образом им удалось вывезти О. Инанды из страны. Мы до сих пор не знаем, каким способом вывезли: автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом или посредством авиатранспорта? Вывезли ли его непосредственно из КР либо через возможности третьей страны? Все перечисленные вопросы требуют тщательного расследования, так как суверенное государство не должно допускать подобные вещи.

– Выходит, власть просто-напросто неспособна обеспечить безопасность? Любой гражданин КР, критикующий политический режим другого государства, может быть похищен и вывезен...

– Скажу больше: любой гражданин, критикующий собственную власть, если верить словам главы нашей спецслужбы, не может чувствовать себя в безопасности. Ведь все слышали, как К. Ташиев с присущей ему прямотой заявил: всех записывают, всех слушают, и рано или поздно наступит момент истины. Что уж говорить о гражданах, высказывающих критику в адрес иностранных государств. Я же полагаю, если мы заявляем, что являемся состоявшимся государством, то обязаны обеспечить неукоснительное исполнение Конституции КР. На первом месте стоят вопросы безопасности личности! Это базовый принцип любого государства – защищать своих граждан независимо от расовой, национальной, гендерной, религиозной принадлежности.

– Предположим, в социальных сетях сидит какой-нибудь подросток лет шестнадцати и пишет гадости о нашем политическом руководстве... И что? Каждого подростка ГКНБ будет ходить и отлавливать?

– Мне хотелось бы сказать несколько слов в поддержку коллег. Органы безопасности обязаны обеспечивать национальную безопасность страны и должны бороться с любыми попытками покушения на конституционный строй, территориальную целостность и государственный суверенитет, не допускать разжигания межнациональной вражды, решительно пресекать предпосылки к противостоянию на межконфессиональной основе и прочие угрозы. Такая работа должна проводиться бесшумно, без лишней огласки. В случае же получения информации о намерении, в зависимости от субъекта и его конкретных действий, должны приниматься решения.

– Попытки посягательства и призывы – это одно, но ведь критика – это совершенно другое.

– Надо чётко проводить линию между конструктивной критикой и деструктивными, экстремистскими действиями. На правду, какой бы горькой она ни была, обижаться никогда нельзя. Критически важно, чтобы сами государственные органы и их руководители не совершали такие действия, которые вызывали бы справедливое недовольство со стороны населения. И если руководство страны будет правильно проводить политику в сфере обеспечения благосостояния, то таких высказываний не будет по определению. Но органы безопасности всегда должны быть начеку, и они просто обязаны предупреждать, принимать превентивные меры и, если надо, то и пресекать противоправные действия против государства.

– А была бы вообще возможна операция по похищению человека турецкими спецслужбами без участия нашей стороны?

– Учитывая, что ни один из руководителей ни ГКНБ, ни Погранслужбы, ни МВД не могут сообщить подробности, то это говорит о высоком профессионализме проведённой спецоперации. Никаких подробного мы до сих пор не знаем: какое количество людей принимало участие, какие способы использовались? Соответственно, с профессиональной точки зрения данная операция была проведена успешно. С точки зрения противодействия данной операции, мы искали его в течение месяца на территории КР, а он оказался в совершенно другой стране. Это всё-таки «провал». Считал бы уместным перефразировать крылатое высказывание из украинского анекдота по событиям 11 сентября 2001 года: «Яка держава – такий теракт!». Поэтому, как ни крути, «какая спецслужба, такие и спецоперации»! Мы имеем свой «богатый опыт» в проведении таких операций, как «Матрёшкагейт», «Юпигейт», «Белизгейт» и так далее. Это чекистский «черный юмор», так сказать, шутка, для разрядки. А если серьезно, то нашим спецслужбам есть с кого брать пример.

– Каковы рекомендации руководству страны?

– Ранее в своих интервью неоднократно высказывал мнение, что нашим руководителям сразу после назначения надо бы дарить большой глобус. Это нужно для того, чтобы они смотрели на все международные события через призму геополитики. Теперь уверен, необходимо к подаркам добавить книгу Екклесиаста. Как говорил мудрый Соломон, «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Безусловно, каждый понимает эту фразу по-своему, в зависимости от уровня своей продвинутости. Лично мне симпатичен следующий посыл: «Неминуем час, когда за все, ранее содеянное, придется нести ответственность». Об этом надо помнить всегда.

http://www.pr.kg/gazeta/number909/3939/?fbclid=IwAR11a2J2QazjvC-yUXECwWnxkDy41ipL--nQTd96wHQjWgq9xawzbvX8OSQ

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320