Эксперты на вопрос о том, что ждет Кыргызстан после карантина, а рано или поздно он все-таки закончится, говорят примерно одно и то же: «Будет плохо и даже хуже». Какими будут последствия пандемии, зависит от того, насколько затянется режим ЧП и блокада экономической активности населения
Доктор экономических наук, профессор Асылбек Аюпов не питает иллюзий о запасе прочности отечественной экономики. Другие страны в ближайшие месяцы тоже будут испытывать сложности, но у них есть финансовая подушка безопасности, которая помогает удержаться на плаву сейчас и бросить соломинку оказавшимся на грани банкротства бизнесменам и гражданам. В Кыргызстане таких ресурсов нет, поэтому каких-либо компенсаций, льгот и налоговых каникул бизнесу ждать не приходится.
- Карантин существенно ударил по малому бизнесу. Он если не разрушен, то остановлен. Сейчас его просто нет. Средний бизнес примерно в такой же ситуации, но может продержаться еще несколько недель. Но, если карантин затянется, их тоже ожидает крах. А это означает, что в стране появится армия безработных, потративших все сбережения во время карантина. Пострадают мелкие фермерские угодья и домохозяйства, так как их работа заблокирована. Если подобные жесткие меры будут продолжаться, то встанет вопрос от чего будет больше жертв: от коронавируса или от экономического кризиса? У большинства людей сейчас нет доходов, они тратят свои накопления и запасы, но они не бесконечны и люди будут умирать. Допустим, благодаря той небольшой социальной помощи, которую дает государство, удастся избежать голодомора, но людям нужны не только продукты. Им нужны деньги, чтобы покупать лекарства и другие товары, без которых не выжить, - говорит экономист.
Он уверен, что приближающийся экономический кризис может стать самым глобальным и самым тяжелым за всю новейшую историю человечества.
- Я бы назвал его кризис кризисов. Мы уже видим, что все страны, с которыми мы имеем внешнеэкономические отношения, тоже испытывают сложности. Мы, как страна, зависящая от импорта, можем почувствовать угрозу продовольственной безопасности. А еще в полной мере почувствуем не только последствия упадка в нашей экономике, но и все внешние шоки. Как мы будем выходить из этой ситуации, по правде сказать, я не знаю. Тот антикризисный план, который предлагает правительство даже с учетом отсрочек по налогам и льготных кредитов для некоторых компаний, не спасет экономику и не поможет бизнесу, - продолжил Асылбек Аюпов.
При этом, он считает, что после окончания карантина никаких существенных изменений в мировой экономике не произойдет.
- Люди всегда торговали, и будут торговать друг с другом. Актуальными останутся экономические объединения и союзы. Хотя в настоящий момент даже в Европейском союзе интеграция отошла на второй план: оказалось у каждой страны есть свои интересы и свои проблемы, которые важнее общих. В нашем случае большое значение имеет не только вопрос, когда режим ЧП отменят в Кыргызстане, важно, когда эпидемия закончится в России, Казахстане и в других сопредельных государствах. Так как при отмене ЧП, но с закрытыми границами, ситуация не сильно изменится. Каждый новый день – это новые потери, которые придется восстанавливать годами, - заключил экономист.
Бывший министр экономики КР, а теперь председатель Госфиннадзора Арзыбек Кожошев настроен более оптимистично. Он считает, что кризис – это возможность для переформатирования экономики страны.
- Очевидно, что настало время переформатировать и диверсифицировать национальную экономику, но при этом, по моему мнению, лучше оставаться членом в ЕАЭС. Для стран с малой открытой экономикой, зависимых от импорта, проще быть частью большого экономического союза, - продолжил Арзыбек Кожошев.
Он уверен, что новые шоковые обстоятельства могут послужить толчком для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Кыргызстан, при поддержке и участии государства, вскоре сможет самостоятельно обеспечивать себя сахаром, пшеницей, мясом, продукцией птицеводства и другими продуктами.
- Кризис - это время новых возможностей, время, которое требует нестандартных мер. Сейчас необходима консолидирующая национальная идея. Таким национальным экономическим проектом могла бы стать стройка ГЭС Камбар-Ата 1, 2. Такой крупный проект может вдохновить и сплотить людей, обеспечить их работой и дать перспективу роста экономике всей страны, говорит Арзыбек Кожошев.
Он так же уверен, что последствия экономического спада будут зависеть от того, как долго в республике продолжится закрытый режим. Пока медики уверены, что снятие жесткого карантина грозит эпидемией с последующим отказом системы здравоохранения. Власти решили жертвовать экономикой. Теперь как минимум до 30 апреля страна будет закрыта, а экономика поставлена на паузу.
Екатерина Стриж
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320