Президент РФ В. Путин 1 апреля подписал закон, ратифицирующий протокол о распределении ввозных таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза. Новые пропорции, установленные этим протоколом, позволят Белоруссии получать до 20 млн долл. в год дополнительных доходов
Новые нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между союзными государствами обсуждалось давно, и главным инициатором их введения была именно Белоруссия, которая прежние пропорции считала для себя невыгодными. В соответствии с договором о ЕАЭС пошлины в национальной валюте зачисляются на единый счет уполномоченного органа страны, в которой они подлежат уплате. В дальнейшем они распределяются между государствами ЕАЭС согласно утвержденным союзными органами пропорциям. Определяются эти пропорции по стоимостным размерам экономики каждой из стран Союза. Между тем определение веса национальных экономик представляет собой непростую задачу ввиду разницы валютных курсов, различных методик учета экспортно-импортных операций и т. п.
Со временем пропорции распределения ввозных таможенных пошлин между странами ЕАЭС изменялись, что было вызвано принятием в Союз новых государств и изменением его территории и таможенных границ. С 1 января 2015 г., когда начал функционировать Евразийский экономический союз, доля России составляла 87,97%, Казахстана – 7,33%, а Белоруссии – 4,70%. С 1 февраля 2015 г. участником Союза юридически стала Армения, после чего доля России составила 86,97% объема ввозных пошлин, Казахстана – 7,25%, Белоруссии – 4,65%, а самой Армении – 1,13%. Последней в состав ЕАЭС вошла Киргизия, что вызвало очередной пересмотр нормативов. После него доля Москвы составила 85,265%, Астаны (ныне Нур-Султан) – 7,055%, Минска – 4,560%, Еревана – 1,220%, а Бишкека – 1,900%. Именно эти нормативы распределения пошлин и вызывали недовольство со стороны Белоруссии.
Вопрос о пересмотре пропорций распределения пошлин поднимался Минском неоднократно. 29 ноября 2018 г. в интервью телеканалу «Россия» А. Лукашенко отметил, что в плане распределения пошлин республика больше всех оказалась обиженной, признав при этом, что деньги теряет и Россия. Потери Белоруссии в соответствии с действовавшими на тот момент нормативами он оценил в 150-200 млн долл. в год, что для небольшой по размеру белорусской экономики являлось значительной суммой. Для того чтобы система распределения таможенных платежей была более справедливой, глава РБ предложил пересматривать ее каждые три года. Впрочем, тот факт, что в конце концов Минск согласился на гораздо меньший объем «компенсации», говорит о возможном завышении им оценки ущерба.
Согласовать новые нормативы распределения пошлин не удалось в ходе саммита глав государств ЕАЭС в Петербурге, состоявшегося 6 декабря 2018 г. С предложением тогдашнего председателя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, который предложил утвердить действующую систему распределения пошлин раз и навсегда, Минск не согласился, настаивая на ее пересмотре раз в три года. Со своей стороны, белорусская сторона предложила пересчитать нормативы на основе статистики 2016-2018 гг. и ввести их с 2020 г., поскольку период их действия заканчивался в 2019 г.
7 декабря 2018 г. вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко сообщил, что экспертами разработаны пять различных методик расчета ввозных пошлин, и по любой из них белорусская сторона должна дополнительно получить порядка 1% их общей суммы. По его словам, в период принятия в состав ЕАЭС Армении и Киргизии страны-основатели Союза пошли на перераспределение тарифов в их пользу и теперь пора их пересмотреть.
Главная проблема заключалась в том, за счет каких стран будут перераспределены пошлины. Именно она и стала главным предметом дискуссий между государствами ЕАЭС, которые продолжись вплоть до конца 2019 г. Так, в конце января 2019 г. на встрече с председателем Государственного таможенного комитета РБ Ю. Сенько А. Лукашенко вновь поставил вопрос о необходимости перераспределения доходов от ввозных пошлин. «Чувствительно ли то, что мы поделились с Арменией и Кыргызстаном при их вступлении в ЕАЭС своими ввозными таможенными пошлинами? – вопросил глава Белоруссии, публично намекая тем самым на необходимость их пересмотра. – В этом году этот срок заканчивается. Какой объем мы теряли и какой объем мы можем получить, когда закончится период поддержки этих государств? Сможем ли мы в дальнейшем оказывать такую поддержку партнерам?»
Система распределения ввозных пошлин, предложенная Белоруссией, предполагала их «техническую корректировку» за счет увеличения ее доли на 1% либо же введение новой методики. Последняя предусматривала расчет доли как среднего из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта и объемов уплаченных на территории государств сумм ввозных пошлин. По мнению аналитиков, такая система для Белоруссии более выгодна ввиду роста ее транзитной роли в рамках ЕАЭС и, в частности, участия в китайском проекте «Один пояс – один путь». Именно поэтому Минск предлагал перераспределить пошлины на базе не только объема импорта, но и его потребления, а также сборам таможенных пошлин на границе. Между тем Киргизии и Армении, не имеющих аналогичных транзитных преимуществ, такая система расчета пошлин особых выгод не несет.
По итогам 2018 г. объем ввозных таможенных пошлин, собранных и перераспределенных между странами ЕАЭС, вырос на 5,7% и достиг 12,3 млрд долл. При этом для «малых» стран Союза их роль в формировании доходов бюджета была гораздо значительнее, чем для стран с более крупными экономиками. Если в России и Казахстане на долю пошлин приходилось всего 3,4% общих поступлений в бюджет, то в Белоруссии – 4,5%, в Армении – 5,4%, а в Киргизии – 11,8%. По словам заместителя председателя аудиторской палаты Армении Ары Нраняна, поступление и распределение пошлин является неравномерным: Россия и Белоруссия платят пошлин больше, чем получают обратно в бюджет после распределения дохода, тогда как Армения, Казахстан и Киргизия, напротив, выплачивают меньше, чем получают. То есть для «азиатских» стран ЕАЭС членство в нем было выгоднее, чем для «европейских».
Однако согласовать этот вопрос главами государств ЕАЭС удалось лишь 1 октября 2019 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Ереване. В соответствии с новыми нормативами суммы ввозных таможенных пошлин, собираемых союзными государствами, должны распределяться между странами ЕАЭС следующим образом: Россия – 85,065%, Казахстан – 6,955%, Белоруссия – 4,860%, Киргизия – 1,900%, Армения – 1,220%. По сравнению с прежними нормативами, действовавшими до конца прошлого года, доля России и Казахстана несколько сократилась, Белоруссии увеличилась с 4,56% до 4,860%, а Киргизии и Армении не изменялась. То есть Москва и Нур-Султан поделились своей долей ввозных пошлин с Минском, что и позволит ему увеличить свои таможенные доходы. На заседании Совета Федерации, ратифицировавшего протокол 25 марта, сенатор Владимир Джабаров сообщил, что поступления от пошлин в бюджет РФ сократятся почти на 20 млн долл.
Со стороны Москвы и Нур-Султана это был сознательный шаг, направленный на поддержку белорусской экономики. «Мы в данном случае несколько уступаем наши доходы в Беларусь, – прокомментировал ситуацию с распределением пошлин глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев, – это еще одно подтверждение партнерского характера наших отношений». В масштабах России потери ее бюджета, как отмечают аналитики, сравнительно незначительные, и фактически она намеренно пошла на них с тем, чтобы подчеркнуть готовность идти навстречу другим участникам Союза, создавая тем самым задел для дальнейшего развития интеграционных процессов. Не исключено, впрочем, что эта уступка является одной из форм компенсации за финансовые потери Белоруссии от российского «налогового маневра» в нефтяной отрасли. По крайней мере, время согласования протокола совпадает с активным обсуждением проблем этой компенсации между Минском и Москвой.
Тот факт, что странам ЕАЭС удалось согласовать новые нормативы распределения пошлин, свидетельствует о жизнеспособности объединения. Хотя и забывать о том, что оно спонсируется все еще в значительной мере Россией, тоже не стоит.
https://www.ritmeurasia.org/news--2020-04-04--eaes-tamozhnja-daet-belorussii-dobro-48303?fbclid=IwAR3YO6Vss2PKth2G-Pi_fZpsTBdVQQzt8RSR7JWXlFYmcJ1P2K0APLpJ7og
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320